черновики

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » черновики » Смесь о ... » Эльфопрогруз


Эльфопрогруз

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/m … lger.shtml

Holger
О cудьбах эльфов и людей

Большую часть тех, кто читает книги JRRT, интересуют прежде всего эльфы. Это и понятно, ведь эльфы - самый странный из народов Средиземья, и самый привлекательный из них. Привлекает и необычайная красота их культуры, и свет, которым проникнута их жизнь (а свет подсознательно притягивает даже самых отпетых негодяев), и их бессмертие, и то, что именно жизнь эльфов больше всего непохожа на окружающую скучную обыденность с ее ложью, неискренностью, бездуховностью и бездушностью - не случайно среди многих толкинистов говорят, что лучшие знания в науке и искусстве - от эльфов, а бюрократия, все эти отчеты и расписки, финансы и ордонансы - от орков...

Но дело в том, что эволюция эльфов была не так уж проста. Более того, своим описанием пути эльфов Толкиен хотел показать, какой мистический путь прошли и должны пройти люди в нашем мире.

Эльфы - старшие дети Илуватара, Бога-творца, целью создания которых является максимальное проявление Божественного замысла, заложенного в них, осуществление позитивного начала, поэтому они как бы встроены в ткань мира. Эльфы изначально светлы и служат добру, в них "есть благость", и в этом смысле они сильно напоминают даймонов Даниила Андреева. Однако называть эльфов (впрочем, так же, как и даймонов) "биороботами", как делают некоторые - нельзя, потому что эльфы достаточно свободны, и их решения, хотя и всегда направлены к свету, вовсе не обязательно соответствуют воле валар (пример - судьба дома Феанора), не говоря уж о том, что жившими в Средиземье эльфами валары не "руководили".

Эльфы не умирают, если не гибнут в бою или не "устают со временем", что связано с тем, что на Арду пала тень (фактически время медленно подтачивало и Лориен - к концу третьей эпохи там состояние, которое можно назвать золотой осенью). Но это происходит очень медленно, и смерть эта - мнимая, т.е. они могут возродиться. А в Валиноре, Благословенном краю, где тени не было - они бессмертны.

Люди, в отличие от них, свободны в обычном (немистическом) смысле этого слова - т.е. могут выбрать служение и добру, и злу. И они смертны. Но значимость того, что люди смертны, в "Сильмариллионе" исследована слабо. В чем же она состоит? Во-первых, эльфы - как бы элемент ткани мира, часть закона мироздания (см., например, cтатью Эйлиан "Магия, как она есть"), и им умирать совсем не обязательно, как не обязательно меняться законам природы или свойствам стихий, а люди не входят в число сил, поддерживающих закон природы, следовательно, должны меняться со временем, и поэтому смерть людей необходима как сила, обеспечивающая смену поколений. Во-вторых, смерть как бы ограничивает возможности людей в творении зла, к которому люди все же способны (идея, высказанная Рандиром). В-третьих, в эльфов гармония с миром заложена при творении, так что они со временем не меняются и находятся как бы в гомеостазе, только проявляя заложенные в них способности, а люди еще только ищут эту гармонию, выбирают свой путь, а для их эволюции нужна смена поколений (и это понятно - по Гумилеву развитие народов обусловлено сменой поколений), к тому же по ходу этой эволюции неизбежны ошибки, платой за которые является смерть (впрочем, то же верно и для эльфов: как только они вышли из гармонии, они начали гибнуть - но и в Книге Бытия говорится, что люди узнали смерть только после греха Адама, а что для людей в Книге Бытия, что для эльфов смерть - проклятие), однако смерть людей в Арде - согласно замыслу Эру - не является проклятием (чем Арда и отличается от Земли, описанной в Книге Бытия, а как проклятие ее люди стали воспринимать только под действием чар Моргота ("Речи Финрода и Андрет"). Но зато люди непредсказуемы и поэтому могут создать то, чего в мире прежде не было, и эволюция человечества в целом - не ограничена, тогда как эльфы могут только реализовывать то, что в них заложено и, вдобавок, ограничены Ардой и ее временем существования ("Речи Финрода и Андрет"). В этом и состоит Дар Илуватара людям.

Однако, несмотря на эти отличия, путь эльфов и людей (строго говоря, не всех людей, а только представителей Трех Домов Аданов, на которых и похожи больше всего библейские евреи) очень схож и несколько раз пересекается. И этапы их эволюции очень похожи (более того, эволюция эльфов сильно напоминает путь людей в христианстве).

Эльфы родились на берегах Куивиниэн, затем многие из них пришли в Валинор, чтобы общаться там с Валарами и жить в полной гармонии (что касается авари, то они напоминают людей, никогда не видевших Бога, упоминание о которых, правда, косвенное, в книге Бытия есть: "И пришел Каин в землю Нод и познал жену свою...") - именно общение с Валарами должно было привести к наиболее быстрому, естественному и гармоничному развитию эльфов. И эта гармония сродни жизни людей в раю до грехопадения.

Но...есть силы тьмы - дьявол (Моргот), вбивающий клин между людьми (в данном случае - эльфами) и Богом. И в результате эльфов постигла участь, похожая на грехопадение - эльфы поверили словам Моргота. И пусть силой эльфов из Амана не выгоняли, но этот уход был предрешен жаждой разрыва с Высшими и нежеланием идти за ними (ряд мистиков говорит, что и изгнание Адама из рая - это на самом деле следствие выбора: или идти за Богом, или полагаться на свои силы). В результате эльфов постигли все беды, которые испытали Адам, Ева и их потомки - страдания, смерть, войны... И это понятно - либо свобода в рамках Божественного замысла, либо разрыв с ним, а значит, и потеря его защиты. А то, что эльфы поклонялись Сильмариллам и не почитали валар - заставляет вспомнить соплеменников Моисея, поклонявшихся не Богу, а скрижалям Завета. Правда, Моисей понял ошибку этого достаточно быстро... а дом Феанора так и не отступился от своей клятвы.

И пусть эльфы осуществляют светлую миссию, сражаясь с Морготом - до конца светлым будет только то дело, которое осуществляется вместе с Богом, а иначе и успеха это дело не будет иметь, и настолько светлым оно не будет, потому что в нем всегда будет присутствовать зло, пусть хотя бы побочное. Вот и теперь на эльфов упала печать тьмы, они уже не до конца с Высшими светлыми, и это привело к бессмысленным братоубийственным войнам, так же как в Ветхом завете, и так же, как в Ветхом завете, эти войны были связаны как раз с тем, что желавшие идти своим путем видели врага в тех, кто оставался верен Высшим - как Каин видел своего врага в Авеле. На эльфов упало много проклятий и бед, и борьба их с Тьмой шла потому с переменным успехом, мистически эльфы находились на одном уровне с людьми и не могли пока подняться выше, и пути людей и эльфов переплелись. Переход же мог произойти только в некий пиковый момент - момент прихода к Богу, искупления. И этим моментом было путешествие Эарендила, имевшего две природы, эльфийскую и человеческую - и значимость его путешествия была двойная.

Для людей Эарендил сыграл роль Ильи-пророка, первого человека, взятого на небо живым за верность Богу, и как бы приблизившего людей к Богу ("4 Царств, 2, 11"). Для эльфов же Эарендил сыграл роль Христа, искупившего грех целого народа, вновь воссоединившего народ и Бога и вознесшегося на небо. И подобно тому, как после завершения миссии Христа людям открылся путь в рай, после путешествия Эарендила эльфам снова открыт путь в Валинор. И только после путешествия Эарендила, после воссоединения эльфов с валарами, им удалось победить Моргота.

Путешествие Эарендила и приход его в Валинор - это была первая трансформа, с которой начался переход эльфов на следующий уровень. Именно смысл перехода на следующий уровень имеет и уход эльфов в Валинор - туда, где они ближе всего к Высшему Свету, где их эволюция наиболее чиста, и упадок не властен над ними. А пребывание в Средиземье еще оставшихся эльфов (Эрегион, Сумеречье, Лориен, Ривенделл...) имеет теперь совсем другой характер. Теперь их роль состоит в том, чтобы быть духовными наставниками людей, так и вспоминается Готимна - мир, в котором предоставляется выбор: дальнейшее движение по восходящей линии - или воплощение на Земле (в Энрофе, в Средиземье - несущественно) с миссией. И они выполняют эту миссию, а к концу Третьей эпохи, после победы над тьмой, эта миссия - прежде всего, миссия эльфов Лориена и Ривенделла, которые как раз и были главными духовными центрами света в Средиземье, завершена. И эльфы (и прежде всего - жители Лориена и Ривенделла) уходят в Валинор.

Последняя глава "Властелина Колец" - "Серая Гавань" - на читающих книгу впервые производит странное впечатление: зачем эта печаль в конце книги, после блистательной победы добра над злом? И ответить на этот вопрос довольно трудно: "филологические" аргументы, приводимые чаще всего (типа "Слишком мажорная картина выглядит нежизненно, для реалистичности в нее надо добавить слез" или "А что делать герою в стабильном мире?") не слишком убедительны. Не слишком убедителен и аргумент "За любую победу надо платить", по крайней мере, непонятно, почему уход эльфов - "плата" за уничтожение Кольца Тьмы.

Наиболее естественные ответы на вопрос "Почему уходят эльфы?", на наш взгляд - следующие.

Первый ответ. Эльфы - по крайней мере, нолдоры - полностью завершили свою миссию в Средиземье (в том числе и миссию духовных наставников), а роль духовного лидерства переходит теперь к людям, прежде всего - к Гондору.

Второй ответ. Валинор - это место, наиболее подходящее для жизни эльфов и их эволюции, именно там - их дом, в то время как в Средиземье же и после победы над тьмой сохранилась общая для всего "обыкновенного" склонность к увяданию.

Третий ответ. Для эльфов пришло время перехода на следующий уровень (если положение во Второй и Третьей Эпохах соответствует пребыванию в Готимне, то окончание Третьей эпохи соответствует уровню затомисов).

В то же время, на наш взгляд, не следует думать, что если бы над Средиземьем нависла фундаментальная угроза типа обретения Олмером Кольца Тьмы, то эльфы в Валиноре остались бы безучастны. Они пришли бы на помощь силам света в Средиземье так же, как согласно "Розе Мира" представители Миров Просветления помогают силам света на Земле бороться с тьмой.

1998

0

2

http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/m … lves.shtml

Тинувиэль, Хольгер
Есть ли эльфы среди нас,
или о психологических основах эльфийского мировосприятия

Сейчас очень бурно обсуждается вопрос о связи фэнтэзийных миров и образов с нашим миром. Особенно читателям нравятся эльфы - из-за того, что это - самый необычный из всех народов, описанных в фэнтэзи (это признают и многие из тех, кто относится к эльфам скептически, например, Макавити). Но - встает вопрос: а как связаны фэнтэзийные миры и выведенные там образы с нашим миром? Точек зрения на это (а значит, и на эльфийскую природу) существует три [1]. Согласно первой из них, фэнтэзийные миры - это некие параллельные нам миры. И это проще всего представить себе (параллельные миры - очень ходовая конструкция в фантастике!), но естественный минус состоит в том, что непонятно, каким образом параллельный мир оказывает на нас такое мощное влияние, не говоря уж о крайней затасканности этой модели. Вторая (в общем, не сильно отличающаяся от первой), говорит о том, что фэнтэзи - прошлое нашего мира, но недостаток - тот же. И наконец, третья, наиболее последовательная, состоит в том, что фэнтэзи - это литература, в которой создана своя модель мира, т.е. мир фэнтэзи реален, как математика, но при этом в мирах фэнтэзи используются некие общие для всей литературы образы, которые в современной психологии называются архетипическими1.

В частности, архетипическим должен быть и образ эльфа, и эльфийская природа определяется степенью проявленности в психике соответствующих архетипов.

А если так, то можно осуществить проекцию образов эльфов в фэнтэзи в наш мир и дать людям в реальном мире название эльфов как символ определенных личностных характеристик, обусловленных влиянием тех же архетипов, которые отражены в литературных образах эльфов. При этом аналогия с миром фэнтэзи состоит именно во внутреннем, глубинном содержании, а не во внешней атрибутике, обращение к которой приходит, если надо. То есть в понятие "эльф" входит нечто большее, чем знание синдарина и даже профессия, связанная с искусством. Перефразировав известное утверждение, можно сказать: "Эльф - это состояние души".

Чем же отличается эльфийский взгляд на мир от человеческого (в смысле фэнтэзи), а также, впрочем, гномовского, хоббитского и т.д.? Отличие следующее (и здесь мы согласны с Макавити): в то время как у людей восприятие левополушарное, "технологическое", "реалистическое", неинтуитивное, то восприятие эльфов основано на правом полушарии, то есть оно прежде всего - интуитивное, основанное не на инструкциях, а на образах, фантазиях, прозрениях. То есть у человеческого (логического) мышления фундамент в сознании, а у эльфийского (интуитивного) - в бессознательном. И именно такое восприятие позволяет взглянуть на мир в целом, а не с точки зрения того, соответствует ли это какой-то системе.

Черты эльфов описывать довольно трудно, потому что эльфийскую природу не столько определяют с помощью тестов, сколько ВИДЯТ, но можно попробовать описать психологические (а существенны именно они) основы эльфийского мировосприятия.

Прежде всего, эльфов отличает очень мощная интуиция (аттрактивность), при этом для эльфов, как правило, характерна положительная пассионарность. Почему она не может быть отрицательной? Потому что настоящие эльфы последовательны в своем творчестве, тогда как отрицательная пассионарность - это безволие, нежелание развиваться, познавать, творить, это просто аморфное созерцание окружающего мира без желания что-либо делать, наподобие того, как вел себя Лоханкин в "Золотом теленке" (что касается "гомеостаза" - см. текст Макавити [2] - то в мире с явными деструктивными силами, явным злом, в "Арде искаженной", эльфам для того, чтобы оставаться самими собой, требовалась положительная пассионарность, то есть эльфы являют собой общество с искусственно поддерживаемым положительным уровнем пассионарности, и их историческим аналогом отчасти являются еврейские общины, хотя стопроцентной аналогии между эльфами и евреями все же нет). Интуитивность эльфов приводит к тому, что они стремятся проникнуть во внутреннюю сущность вещей [3], и для них менее важна внешняя атрибутика. Это наводит на мысль, что у эльфов ведущей является не просто интуиция, а именно интуиция возможностей I - только через I можно проникать во внутреннюю сущность вещей, именно I позволяет воспринимать мировое единство - устройство всего по единому закону, что так характерно для эльфов, вдобавок именно I отвечает за отстаивание своей "программы" в мире, тогда как интуиция времени T - просто следование за событиями (по определениям соционики интуиция возможностей I отвечает за восприятие глубинных внутренних свойств обьектов, недоступных непосредственным ощущениям, а интуиция времени T - за восприятие причинной обусловленности происходящих событий и тенденций течения событий, характеристика этих типов интуиции дана, например, в [4,5]). Кстати говоря, сильная I, проявляющаяся в стремлении к познанию мира, полностью опровергает идеи о "замкнутости" эльфов и их нежелании совершенствоваться. Просто при совсем наивном подходе кажется "если человек долго живет, то ему надоедает окружающий мир" - ведь согласно некоторым гипотезам [4] с возрастом интуиция становится только сильнее, и это вовсе не обязательно должна быть интуиция скептицизма, характерная для Бальзаков! (согласно [5], "бальзаковское" интуитивное восприятие - как раз является примером интуиции низкого уровня). При этом именно сила I обуславливает высказывавшуюся идею, что эльфы не столько создают новое, сколько познают то, что есть, потому что создание материального нового - это преобразование физической, сенсорной части мира, то есть производство, а фундаментальное познание - это интуитивная деятельность, и проявление сути происходящих в мире явлений - это наука и искусство. Поэтому очень характерная черта эльфов в нашем мире - это стремление к творчеству в науке и искусстве, соединенное с нелюбовью к занятию такими сферами, как бизнес и производство, которыми, по мнению эльфов, можно заниматься только по необходимости.

Таким образом, главной чертой эльфов является то, что у них - либо ведущая I (то есть - типы Дон Кихот, Гексли, Робеспьер, Достоевский - и именно их интуитивный подтип), либо у эльфов обязательно есть подтип по I. Кстати говоря, сила I и общее сильное правое полушарие обуславливает то, что эльфы действительно не особо тяготеют к технологиям и прикладным наукам, но это вовсе не означает, что они не способны к ним (в общем, на самом деле и фэнтэзи не позволяет сделать вывод о том, что эльфы остались на низком технологическом уровне, так же, как не низкий он и у поселенцев в "Планете изгнания" несмотря на то, что они пользовались той же техникой, что и аборигены). Просто технологией эльфы занимаются ПО НЕОБХОДИМОСТИ, то есть они живут для того, чтобы творить, а не для того, чтобы обеспечивать себя средствами существования. Сила I приводит к тому, что главная цель эльфов - творчество (а не производство), а видение мира - конструктивное, а не скептическое (это и понятно - ведь эльфов создал Эру для того, чтобы они воплотили его замысел). Сила I приводит и к некоторой "потерянности" эльфов, и к тому, что для них ценен мир сам по себе, а не конкретное время, они понимают, относительность многих "абсолютных" истин, суетность многих устремлений, второстепеннность материальных благ, и граница прошлого, настоящего и будущего для них нерезка (это отнюдь не следствие "усталости от жизни", монотонности и т.д, так как мир можно открывать бесконечно, было бы желание - скорее это следствие того, что у типов с сильной I оказывается очень негибкой T - она стоит на 7 или 8 месте [5]). Сила правого полушария приводит к тому, что у эльфов сильная этика, и поэтому "безнравственные" поступки встречаются у эльфов достаточно редко - независимо от того, какой философской системы они придерживаются.

Что касается "презрения" эльфов к людям, о котором некоторые любят говорить, то это явление обьясняется хорошо - так часто люди с неразвитой интуицией, особенно если они состоят в структурах власти, ненавидят интуитивных именно потому, что боятся их, будучи не в силах понять из-за неразвитой интуиции и эмоциональной инфантильности то, что они проецируют на их образы свои отрицательные неосознанные качества, срабатывает и комплекс неполноценности, и в компенсацию этой ненависти они сочиняют легенды о "презрении"! То же самое в общем говорит и Финрод [3]. Тем более, что имея сильную I, можно быть более уверенным в верности своих решений, видеть то, чего не видят другие. Именно такая встречающаяся у эльфов уверенность и является основой для мифов об "эльфийском тоталитаризме". Примерно такую же основу имеет и точка зрения, что эльфы в основном "живут за счет людей" (многие представители сенсорных типов в силу ограниченности убеждены, что интуитивные личности не приносят пользы, а только потребляют материальные ресурсы).

Этот текст включает в себя попытку определить логически, что такое эльфийское мировосприятие. Но на самом деле "эльфовость" прежде всего определяется интуитивно, и для того, чтобы определить, является ли эльфом данный человек (слово "человек" здесь в широком смысле, кстати, и в комментариях к [3] указывается, что эльфы, "обычные" люди, а также гномы и хоббиты - один биологический вид), следует не тестировать, а просто посмотреть в глаза, и полученное впечатление скажет лучше любых определений. Однако в качестве примера можно назвать ярко выраженных эльфов, например, среди известных писателей-фантастов - кроме самого JRRT, это на наш взгляд Урсула Ле Гуин, Энн Маккеффри, Клиффорд Саймак, Кэролайн Черри и, скорее всего, Пол Андерсон, а также, возможно, кто-нибудь еще. Большая часть авторов к эльфам относится безразлично (например, братья Стругацкие). Есть и явные эльфоненавистники - прежде всего, конечно же, Н.Перумов. Но, как мы уже говорили, антипатия к эльфам обусловлена слабостью интуиции.

P.S. В дискуссии на Сибконе-99 заявлялось: "Пассионарность эльфов равна нулю, потому что они почти не склонны к территориальной экспансии". Но ответ на это - в том, что народы с нулевой пассионарностью нерезистентны, то есть не способны сопротивляться внешней агрессии, как, например, это было в Исландии в 1815г., когда Исландию чуть не завоевали пираты [6,7]. Эльфов же нерезистентными считать, конечно, нельзя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Эленриэль. Толкиенизм как путь духовного восхождения, или о дивном нольдоре замолвите слово.
[2] Макавити. К вопросу об эльфийском менталитете.
[3] Дж.Р.Р.Толкиен. Речи Финрода и Андрет.
[4] В.В.Гуленко, В.П.Тыщенко. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике.
[5] Тинувиэль, Хольгер. О двух путях развития.
[6] Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли.
[7] Л.Н.Гумилев. Конец и вновь начало

1 Авторы признательны Маглору, обратившему их внимание на связь фэнтэзи с архетипами
Обсуждение

Выбрать

0

3

3
2009-06-01 22:33:19
Автор:
Eltendo
Администратор

Эйлиан, "Талисман" N13
Магия, как она есть
или
Кто такие Эльфы и с чем их едят

Посвящается как Мастерам ХИ-95, так и светлым Эльфам и прочим магам этой же Игры.

"Опять, наверное, Витька на умклайдет сел."

(А. и Б. Стругацкие)

Часть первая. Философия магии
Часть вторая. Поединок Саурона с Фелагундом
Часть третья. Слезьте с умклайдета!
Часть первая. Философия магии

Ну что, очень хочется, да? Сил нет, как хочется иногда взмахнуть волшебной палочкой или сказать специальные слова (если уж обычными не получается) - и чтоб горы сдвинулись, раны залечились или хотя бы начальник не ругался.

Да тут еще этот жанр фэнтези подоспел. Ох, эта фэнтези, чтоб ее... Мало нам новомодных веяний с экстрасенсами и с глазами, так ведь еще народ ну совсем помешался на этих мирах, где колдуны на каждом шагу, да не только колдуны, еще эльфы всякие, и еще куча всякого странного народу. Да этот профессор оксфордский со своим Средиземьем. И в результате на каждом углу Гэндальфы, Галадриэли, Сауроны... Кто еще? И такие все специалисты по магии, что просто держись. Хорошо еще, если просто рассуждают. А то ведь и вправду руками махать начинают, петь чего-то...

Честно говоря, именно махание руками меня волнует меньше всего. Тут издалека видно, что человек дурью мается. А вот рассуждения иногда приводят к таким выводам, что просто остаешься в недоумении: пардон, а человек читать-то умеет?

И больше всего достается несчастному Средиземью. Особенно извращенная форма издевательства - ну да, понятно, Хоббитские Игрища. Нет, я их нежно люблю, но, пообщавшись с народом и побывав на ХИ-94, припомнила бессмертное творение Стругацких, опыты профессора Выбегалло и умклайдет, при неправильном употреблении которого возникали всякие дурнопахнущие орлы. Ох, нет на нас Януса Полуэктовича Невструева с его фундаментальным трудом "Уравнения Математической Магии"... Глядишь, и постыдились бы говорить о том, в чем, простите, ни бельмеса.

Стоп! Какая магия? Какие уравнения? О чем тут говорить? Если ты, уважаемая Эйлиан, в реальную магию не веришь, так что же ты, в сущности, защищаешь? О чем тут говорить, о сказочках?

Ну, если бы говорить было не о чем, то, наверное, не было бы проблем с отыгрыванием магии на тех же ХИ-94. Это был просто шедевр маразма.

Но я бы сказала, что это только симптом. Симптом того, что мы чего-то не понимаем. Стоит задуматься: чего же мы не понимаем? Хотя бы ради развлечения на сон грядущий. И сразу станет ясно: магия - очень серьезная вещь. Стоит только допустить ее существование.

Стругацкие вон допустили. И у них целый НИИ получился. И оказалось, что понедельник начинается в субботу, а для управления умклайдетом требуется недюжинное образование. "Сермяжный" же подход демонстрирует профессор Выбегалло, и это не смешно - страшно...

Так что же мы к магии мира Толкиена подходим а-ля Выбегалло?

Ведь у Толкиена мир пронизан магией насквозь.

Вообще-то можно, конечно, оставаться на позиции хоббита Сэма, который пришел в Лориэн. Просто насладиться тем дивным ароматом, который придает магия этому замечательному миру, а потом заняться своим садом или диссертацией. Но если уж мы беремся этот мир осознавать, анализировать или тем паче моделировать - будь то статья, квэнта или игра - стоит вникнуть в то, что такое в мире Толкиена магия вообще, и откуда она и зачем.

А что такое вообще "Мир Толкиена"?

Вот отсюда и начнем. Мир Толкиена является Вторичным Миром. Такой мир представляет собой полноправную реальность, т.е. систему закономерностей, связывающую факты и управляющую всеми процессами внутри нее. От привычной нам реальности (первичной) такой мир отличается только отсутствием физического плана. (Если кому эта фраза покажется слишком заумной, перечитайте ее все-таки еще раз, а то придется вам читать "Дерево и Лист" или "Заметки клуба "Мнение", что еще хуже.)

Ну хорошо, а где тут магия?

А что такое магия вообще?

Ну, наконец-то вопрос задан. Ну не смешно, а? Говорим о магии, моделируем магию, а что такое магия, понять забыли. Неудивительно, что у нас на ХИ в Мории лабиринт строят, а Галадриэль заклинания по бумажке читает. Примем за отправную точку такое определение: магия есть некое воздействие на окружающий мир, не укладывающееся в рамки физических понятий. Правда, в свое время молния в них тоже не укладывалась. Уточним определение, значительно сузив его: магия есть прямое воздействие информации на окружающий мир.

Ну да. Сказал волшебные слова, определенным образом взмахнул рукой... И сдвинулась гора.

В нашем мире такого не бывает. Говорят, что вера горами движет, но, как правило, для сдвига горы находятся вполне физические причины. А в мире Толкиена это вполне возможно. Почему?

Начнем от сотворения мира. Что было вначале? Вначале был Илуватар. И мир Средиземья был одухотворен с самого начала. Это известно точно. И это очень важно. В сущности, Илуватар - не личность, не Бог в представлении наивного христианства, и не греческий Зевс. Это не только и не столько Творец, сколько само Творчество. И Творчество в Эа превыше всего.

Илуватар создает Айнур. Айнур - мысли Илуватара, его инструменты при сотворении Эа, т.е. в каком-то смысле часть Илуватара, но та часть, которая заведомо меньше целого.

Звучит музыка Айнур. Эта Музыка и есть Эа, хотя Айнур, ее со-творители, об этом до времени не ведают. Потом Илуватар говорит: "Узрите свою Музыку!" и велит своему творению быть.

Но что такое музыка?

Определенным образом структурированная информация.

Таким образом, Эа по сути является информационной системой, созданной Первотворцом и его со-творителями. Обведите в рамочку. Информация заложена в структуре Эа и его законов куда глубже, чем материя. Потому, естественно, что те, кто властен над этой информацией, способны менять материальную структуру мира. А это и есть магия. Таким образом, магия как средство воздействия н;ѓир изначально заложена в глубочайшей структуре Эа.

Итак, Творчество превыше всего. Плод творчества - Эа - обретает Бытие. Оно изначально одухотворено, внутренне едино и целиком отражается в своей мельчайшей части. Эа - произведение искусства.

Часть Айнур нисходит в Бытие, чтобы в уже очерченных рамках продолжить творение, каждый по-своему. Но Айнур остаются, тем не менее, чем-то иным по отношению к внутренней структуре Бытия, как художник - к холсту, на котором рисует картину, даже если среди изображенных там людей присутствует он сам.

Итак, магия - это то воздействие на мир, которое оказывают Айнур: они обладают знанием изначальной информационной структуры Арды, причем они сами творили ее, а потом видели ее целиком со стороны. И потому они способны продолжить Музыку, продолжить творение. Их слова - все равно, что кисть художника, перекраивающая изображение по его воле. Потому что они не из Арды. Они со-творители, их магия - продолжение конструирования мира, постороннее воздействие.

А выглядят они при этом как традиционные волшебники: протянул руку, сказал "волшебные слова", и река потекла вспять или на пустом месте загорелся огонь.

Собственно, так и действовал Гэндальф. В принципе, ничего такого сложного в его "заклинаниях" нет. Обычные фразы на Синдарине, в которых он излагает, что ему надо. Ибо он - Майя, и Бытие изменяется от его слов, как картина под кистью художника.

А эльфы - не маги!!!

И когда я слышу о Финроде или Финголфине "Маг", я вздрагиваю просто. Бедные эльфы! Ну как язык поворачивается ставить рядом слова "эльф" и "Маг"! Да еще какие-то уровни вводить...

Но это аргумент эльфийского плана, а по-человечески так: Как персонаж картины может картину переделывать?

Эльфы - не маги. И даже не "магические существа".

Они куда естественнее, чем пришедшие впоследствии люди. Они телом и душой являются частью структуры Бытия. Им дано лучше, чем людям, понимать эту структуру, но они не способны даже мысленно выйти за ее пределы и посмотреть на нее "со стороны". Не говоря уж о том, чтобы напрямую переделывать ее.

Их воздействие, которое Толкиен называет чарами куда тоньше и слабее. И красивее. Они воздействуют изнутри, примерно так, как обретшие собственную волю персонажи у хороших писателей влияют на сюжет. Лучше, чем Толкиен, тут не скажешь, но и я попробую объяснить, что я имею в виду. Кстати: помните - люди эльфов боялись и не понимали? При том, что эльфы всегда были Добрым Народом. Люди не могли понять, что же такое эльфы творят, вроде бы ничего, руками не машут, страшных слов не говорят, а что-то в мире меняется. Их творчество - Искусство, или Чары, связано оно с Вторичным Миром. Вторичным по отношению к тому, который является обиталищем их физических тел.

Толкиен говорит, что эльфы способны создать Вторичные Миры, в которые могут зримо войти и создатель и зритель. Как это ни тяжко, при попытке осознать, что такое Искусство, приходится исходить именно отсюда. Эти Вторичные Миры во всем, что создают эльфы - будь то песня, или кольцо, или столь мерзкая вещь, как меч... Они сплетают Вторичные Миры с Первичным (для них), и тонкое понимание внутренней структуры Первичного Мира является необходимым требованием для того, чтобы они могли его с чем-то сплетать.

Но Вторичный Мир - полноправная реальность со своими законами, и, сплетая Вторичные Миры с Первичным, они привносят в Первичный Мир эти законы, и, таким образом, через свое Искусство опосредованно влияют на Первичный Мир, изменяя его. Именно это тонкое и прекрасное влияние и ушло из Средиземья, когда потеряли силу Кольца и из серебристой Гавани уплыл корабль... В нашем мире его нет. Но это по нему мы тоскуем, когда тоскуем об эльфах. Это его пытаемся осознать, когда говорим про "эльфийскую магию". А оно такое тонкое, что стоит что-то недопонять - рвется и исчезает...

Как видите, Чары имею мало чего общего с воздействием Айнур. Но вот парадокс: каждый отдельный эльф - не маг, но они все-таки изменяют мир при помощи информации, значит о Магии Эльфов в каком-то смысле можно все-таки говорить... (и сам Толкиен порой использует слово "магия" для обозначения воздействия Вторичного Мира.) Но эльфы внутри своей магии, она едина и скорее сама властна над ними, чем они - над нею.

А что такое магия людей? Не знаю. Люди - нечто среднее между эльфами и Айнур: их тело принадлежит Арде, а дух - нет. Но духи людей не были Со-творителями Арды, и это главное, чем они от Айнур отличаются. Им доступен "метафизический" взгляд на мир, т.е. они могут мысленно выйти за его рамки, зато глубокого внутреннего понимания мира им не дано. Они познают его гораздо более ментально, чем эльфы, которым о многом говорить-то не надо. (Кстати, здесь должны лежать глубокие различия в структуре языка.) Людям присущ аналитический подход, им труднее увидеть за деталями целое. Но главное - они "снаружи".

Таким образом, Чары им не подвластны, а магия... Они могут выучить какие-то "волшебные слова", но вряд ли способны понять тот язык, из которого эти слова приходят.

Итак, магия в мире Толкиена (и магия, и чары) является сложной структурой, вплетенной в структуру мира. Ее законы - часть закономерностей этого мира. Неудивительно, что пренебрежение ими ведет к исчезновению "духа Толкиена", потому что мы, пренебрегая этими законами, по сути, разрушаем реальность Средиземья. Опять же, будь то статья, квэнта, игра или треп...

Ну хорошо. Все это общие слова. А конкретно? Ты, Эйлиан, говоришь о законах. Так приведи эти законы, чтобы мы могли воспользоваться ими!

Господа... Я же говорю: осторожно... Если бы законы Арды можно было сформулировать словами - полностью - то либо каждый из нас был бы Илуватаром, либо Арда не была бы творением Божьим (для нас = произведением искусства, художественным образом.)

Но иллюстрация моим словам есть.
Часть вторая. Поединок Саурона с Фелагундом

Думаю, что мало кто оставался равнодушным, читая об этом поединке. Отчаянная честность против могущественного зла, воля против хитрости, свет против тьмы...

Чары эльфа против магии Майя.

Разумеется, поединок этот является поединком двух этик, двух систем ценностей. Чары и Магия - средства, оружие, метод воздействия.

Сначала Саурон стремится сломить своих пленников ужасом. Он вполне может непосредственно повлиять на них. Но Фелагунд принимает вызов, и говорит о красоте, противопоставляя ее тому, что рисует Саурон.

Здесь, разумеется, различия между Магией и Чарами для нас практически не видны. (Хотя, я думаю, присутствующие ощутили разницу.) В сущности, оба производят эмоциональное воздействие. Но вот что происходит дальше: противники усиливают это воздействие, и в какой-то момент Финроду, чтобы отразить натиск противника, приходится сделать нечто, о чем сказано так:

Всю силу эльфийскую и магию Он влил в свои слова.
Что бы это значило? Красивый художественный образ, который я анатомировать не хочу. По-моему, здесь мы имеем дело с созданием Вторичного Мира. Но, создав его, Финрод вынужден обращаться с ним так, как требуют его законы. Но беда в том, что сам он не является чем-то внешним по отношению к его структуре, он является ее частью, и теперь уже сам по себе он бессилен, сам подчиняется этим законам.

Саурон все это понял. Он понял, в какую ловушку таким образом попадает Финрод, и использовал ее потрясающе красиво. Он лишних сил не тратил...

Необыкновенно красивый ход: непонятно, кто же запел о Резне в Альквалондэ. Потому что это неважно. В сущности, Саурон дождался, пока Финрод не вложил в создаваемый Вторичный Мир всю свою силу, а потом обернул этот Мир против самого создателя. При этом возможность такого оборота заложена в самой структуре данного Вторичного Мира (ведь Финрод поет о вещах вполне определенных, он создает художественное отражение того, что было и есть в его жизни), но нужна сила Мага-Майя, чтобы суметь это сделать.

Не скажу, что мне удалось объяснить все, что я хотела бы. Но это и невозможно, наверное (См. выше)

Если уж зашла речь о Финроде, разберу еще кое-что. Единственный известный мне пример заклинания, использованного эльфом: заклинательная песнь Финрода, когда он придавал себе и своим спутникам облик орков. Но ведь это же песнь! Я не думаю, чтобы он знал наизусть ее слова. И не стали же они на самом деле орками. Скорее это было что-то вроде сложнонаведенной галлюцинации или отвода глаз: "Все видят то-то..." - вполне "вторичный", т.е. эльфийский мотив.

И последнее. Не разбивал Фелагунд цепи заклинаниями! Если бы он мог -

"что ж ты, милый, раньше-то этого не сделал?" Как можно разбить цепи с помощью Вторичного Мира?
Часть третья. Слезьте с умклайдета!

Повторю основную мысль: Магия и Чары у Толкиена - это не детали антуража, а важнейшие мотивы внутренней структуры Вторичного Мира Средиземья. Причем одни из самых тонких и трудно моделируемых. И относиться к ним надо бережно, а то "дух Толкиена" улетит, и никакой спирит его обратно не вызовет.

Чтобы на Играх дух этот самый чувствовал себя поуютнее, предлагаю попытаться все-таки использовать умклайдет по назначению.

Первое. Четко разграничить Магию и Чары. Ни в коем случае не моделировать возможности эльфов и возможности Майяр одинаковым образом, как это было на ХИ-94. Не именовать эльфов Магами, Волшебниками и Колдунами. Они - эльфы, а это совсем другое.

Второе. Магию вполне можно моделировать традиционными заклинаниями, заучиваемыми наизусть. Но пользоваться такой магией может только Майя, а если эльф попробует ее применить - не сработает.

Третье. Заученные наизусть заклинания - вещь, хорошая для Амбера (и то не очень), а в Толкиене они как-то не смотрятся. Лучше разработать правила, по которым составляются эти заклинания, что-то типа упрощенной Каббалы (идея старая и принадлежит не мне).

Четвертое. Моделирование Чар (Искусства) - вещь для нас, Людей, очень сложная и тонкая. В любом случае придется ограничиться частичным моделированием. Если в Игру введены правила, по которым составляются заклинания, эти правила должны быть различны для эльфов и Майяр.

Пятое. Следует подумать, на что могут оказывать воздействие Маги, и на что - эльфы. Ни один эльф не мог с помощью Искусства заставить потечь реку вспять. А Маги, Майяр - почему бы и нет?

Шестое. Способности в плане Чар следует изначально дать ВСЕМ эльфам. А дальше - если сумеет отыграть. Чары следует моделировать таким образом, чтобы их надо было отыгрывать. КАК? Осмелюсь напомнить - ключевое слово у Толкиена - творчество. Пожалуйста - заклинательная песнь. Сымпровизировал, спел - сработало. Не умеешь экспромты выдавать? Или петь стесняешься? Старый способ отвода глаз: "Вы видите то-то..." А далее - сумеет противник по игре разгадать, что там за "глюком" - значит, сумеет, нет - значит, нет. Повторяю, такое надо дать ВСЕМ эльфам. Люди будут их бояться? А люди эльфов и боялись! Сложно? Знаете, это как раз то, где надо мозги напрягать в альтернативу рубиловке. В словесках это все хорошо получается. Вообще не можешь? Какой же ты тогда эльф?

Седьмое. Если эльф сумел отыграть какой-то момент, не предусмотренный правилами, но все присутствующие согласились: да, Чары! - считать это игровым моментом.

В результате откроется бездна возможностей для эмоционального восприятия Игры. Народ станет больше думать и меньше маньячить.

А пока мы дружно сидим на умклайдете, и в результате летают по Играм орлы весьма странного вида и запаха... простите, духа. Ну уж никак не духа Толкиена.
Комментарии публикатора (Митрилиан)

Ни один эльф не мог с помощью Искусства заставить потечь реку вспять.

Ну, вспять не вспять, но Элронд смог превратить реку в бурлящий поток. С помощью своего Кольца, возможно, но ведь заставил же. Речные кони могли быть и иллюзорными, но назгульские лошадки потопли взаправду. С другой стороны, возможно, в этом и заключалась идея Колец - сплав Чар с Магией. Вот что Аннатар-то эльфам Остранны дарил - Магию свою.

http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/l … atal.shtml

Выбрать 

4
2009-06-01 22:40:53
Автор:
Eltendo
Администратор

Магия эльфов и ее формы, связь с музыкой
Данный раздел мы начнем со следующих строк предания.
:Йаванна Кементари, Дарительница Плодов, подруга мастера Ауле. О ней читаем:

:Valmar of many bells. Before its western gate there was a green mound, Ezellohar, that is named also Corollairё; and Yavanna hallowed it, and she sat there long upon the green grass and sang a song of power, in which was set all her thought of things that grow in the earth. <:> :upon the mound there came forth two slender shoots; and silence was over all the world in that hour, nor was there any other sound save the chanting of Yavanna. Under her song the saplings grew and became fair and tail, and came to flower; and thus there awoke in the world the Two Trees of Valinor.
<Валар возвели город, Валмар Многозвонный. Перед его западными вратами был зеленый курган - Эзеллохар, что зовется еще Короллайрэ, и Йаванна благословила его и долго сидела на зеленой траве и пела Песнь Веления, в которую вложила все думы о том, что растет на земле. : и вот, а вершине кургана пробились два гибких ростка, и молчание в тот час объяло весь мир, и не было других звуков, кроме Песни Йаванны. Под звуки этой песни ростки вытянулись и стали высоки и прекрасны, и зацвели, так пришли в мир два Дерева Валинора.

Это - не что иное как самое первое упоминание о проявлении в мире Эа сакральной творческой магии спетого Слова, причем в данном случае налицо творческая сила ИНОГО ЧЕМ ЭРУ, которая проявляется в соединении Слова и Музыки, непосредственно восходящей к Музыке Творения. Таким образом, вся магия Средиземья - равно как и эльфийская САКРАЛЬНАЯ МУЗЫКА - родились из этой Песни Йаванны, которую (Йаванну) можно считать покровительницей эльфийской магии и священной храмовой музыки. На это указывает еще и точный смысл слов <chanting of Yavanna> - как уже было указано ранее, речь идет именно о СВЯЩЕННЫХ, МАГИЧЕСКИХ песнопениях, близких к речитативу по форме.

С силами подобного рода непосредственно связана и Валиера Варда. Известно следующее изречение:

Vardo: tellumar, yassen tintillar i eleni omaryo lirinen

<Cводы Варды, на которых мерцают (трепещут) звезды при звуках ее голоса (дословно - <под действием песни ее голоса>)> - прозаическая версия Песни Галадриэли
Связь на <физическом> уровне подчеркивает и творительный падеж (Instrumental Case) в квэнийском оригинале, то есть именно звуки, издаваемые устами Варды, и заключенная в них сила, приводили звезды в движение.

Но связующим звеном между силами, подвластными Валар, и миром Детей Илуватара стала не кто иная, как Майа Мелиан. О ней известно, что она непосредственно происходила из рода Йаванны, и <:не было никого более: искусного в Заклинательных Песнях (Songs of Enchantment)> чем она. И далее:
<Даже фонтаны и колокола Валмара утихали при звуках ее голоса>.
<Соловьи всегда с ней, она научила их петь>.
Т. е. даже в музыкальном звукоподражании как одной из форм музыки, притом одной из ИЗНАЧАЛЬНЫХ, древнейших форм - УЖЕ заключен магизм, и это надо учитывать при рассмотрении конкретных проявлений этой формы развития музыки, в данном случае - вполне вероятного подражания эльфов мелодиям тех же соловьев (которых можно в данном случае считать синонимом всех певчих птиц, да и вообще звуков природы как таковых). Весьма показателен случай с вождем Тэлери - Эльвэ в Нан-Эльмоте:

:suddenly he heard the song of nightingales. Then an enchantment fell on him, and he stood still.
<он: внезапно услышал соловьиное пение. Затем чары овладели им, и он застыл в неподвижности>.

Т. е. даже соловьиная песня заключала в себе такую магическую силу, дарованную этим звукам Мелиан, что Эльвэ застыл под действием этих чар. Это говорит прежде все о том, что магическая Сила заключена в САМИХ ПО СЕБЕ ЗВУКАХ как таковых, и при этом даже НЕЗАВИСИМО от того, кто поет. Ведь не могли же, в самом деле, соловьи <понимать>, ЧТО они поют и К ЧЕМУ это приведет? Они просто пели: То есть, утрируя, можно сказать, что воспроизведение данной песни, записанное на магнитофон, дало бы тот же магический эффект. Даже без соловьев:
Именно через Мелиан <влилась в эльфов и людей струя духа Айнуров, бывших прежде Эа с Илуватаром>. Т. е. музыка изначально проникнута силой магии, через Мелиан - к Йаванне и самому Эру! Поэтому роль Мелиан в становлении магии Средиземья сложно переоценить. Действительно,
- она сама в совершенстве владела <заклинательными песнями>, очевидно научившись этому непосредственно у Йаванны;
- она растворила силу этих песен в природе, как бы отделив от себя самой и наделив самостоятельным бытием, таким образом дав потенциальную возможность приобщиться к этой силе и самостоятельно, БЕЗ наставлений Валар. Это - принципиальный момент, ибо открылся широчайший простор для ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ - теоретически - приобщиться к этой магии. Но, очевидно, случайно подобрать нужное сочетание звуков, даже и подражая <соловьиным песням>, было практически невозможно без непосредственного руководства самой Мелиан, разве что самые простые сочетания, легшие затем в основу практической <озвученной> магии низшего уровня, в том числе и у иных народов. Поэтому и не стало Средиземье наполнено распевающими магические звукосочетания могучими кудесниками. Тем не менее возможно, хотя и не доказано, что эльфы с их колоссальным сроком жизни могли и сами постичь суть <заклинательных песен> методом перебора вариантов, проб и ошибок помимо того что они узнали от самой Мелиан. Наконец,
- она дала Людям и Эльфам универсальный ключ к познанию магии звука - <дух Айнуров>, ключ, очевидно позволявший добраться до Третьей Темы Эру, вложенной в своих Детей. Косвенное следствие отсюда - более сильным магом был тот, кто носил в себе больше <духа Айнур> и соответственно более полно смог познать Третью Тему.
Но, как уже было сказано, Эльфы были более прочих одарены Эру и более всех близки к Валар. Поэтому именно они стали носителями высшей Магии в Средиземье, если не считать пятерых Истари. Действительно, читаем:
:a great council of THE white wizards, masters of lore and good magic:
:на большом совете добрых волшебников, занимающихся белой магией и в этой области весьма сведущих:

Тут упоминается магия сама по себе, а артикль намекает на единственность Истари в своем роде - действительно, ведь они были Майар, воплощенные в физических телах, и соперничать с ними могли разве что Балроги и сам Саурон. Немаловажно также и то, что ни в одном источнике эльфы прямо НЕ называются <магами>, хотя очевидно владеют магией, силой изменять видимое и невидимое усилием воли и Словом сказанным или спетым. Действительно, читаем:

The Elven-Wise: lords of the Eldar live at once in both worlds, and against both the Seen and Unseen they have great power
:мудрейшие из Эльфов, Владыки Перворожденных живут одновременно в двух мирах, и великую власть имеют они над миром Видимого и Невидимого:

:Ибо они были недвижны и безмолвны, не отягощенные словами думы их сливались воедино, и глаза то излучали, то отражали тихое сиянье. (Гэндальф, Келеборн, Галадриэль):

Однако в среде прочих народов Средиземья формы высшей эльфийской магии были неведомы и непонятны, их боялись, не умея объяснить:

But so great was the beauty and majesty of the Lady of Dor-lоmin that the Easterlings were afraid, and dared not to lay hands upon her or her household; and they whispered among themselves, saying that she was perilous, and a witch skilled in magic and in league with the Elves.
:Но таковы были красота и величие владычицы Дор-Ломина, что вастаки боялись ее и не осмеливались наложить руку на нее, либо ее домочадцев; меж собою они шептались, что она опасная чародейка, искушенная в магии, и что она в сговоре с эльфами:

Музыкально это упомянутое <бытие в двух мирах> преломлялось и выражалось через особый, отдельный жанр, именуемый <Песни Силы>, <Песни Очарования>, <Песни Могущества> - "Songs of Enchantment" (ср. цитату о Тэлери), "Songs of Power". Особенно ярко это проявилось в случае с Лютиэн Прекрасной, дочерью Мелиан, и Финродом Фелагундом.
О Лютиэн, полной мерой перенявшей от матери магическое искусство сотворения и разрушения, связывания и разрешения оков, выраженное в звуках музыки и песни, - равно как и многое другое, - читаем:

There came a time near dawn on the eve of spring, and Luthien danced upon a green hill; and suddenly she began to sing. Keen, heart-piercing was her song as the song of the lark that rises from the gates of night and pours its voice among the dying stars, seeing the sun behind the walls of the world; and the song of Luthien released the behind the walls of the world; and the song of Luthien released the bonds of winter, and the frozen waters spoke, and flowers sprang from the cold earth where her feet had passed.
Наступила весна, и как-то на заре Лютиэн танцевала на зеленом холме и вдруг запела. Ее песня пронзала сердце, подобно песне жаворонка, что взлетает над вратами ночи и рассыпает трель свою среди гаснущих звезд, видя, как из-за пределов мира встает солнце. Песня Лютиэн разбила оковы зимы, и заговорили скованные морозом воды, и там, где ступала дева, проросли цветы:

И далее, то что известно нам из <Лэйтиан>:

Luthien came: she sang a song that no walls of stone could hinder. Beren heard, and he thought that he dreamed; for the stars shone above him, and in the trees nightingales were singing. And in answer he sang a song of challenge that he had made in praise of the Seven Stars, the Sickle of the Valar that Varda hung above the North as a sign for the fall of Morgoth..But Luthien heard his answering voice, and she sang then a song of greater power. The wolves howled, and the isle trembled:
:в тот час явилась Лутиэн: она запела песнь, которой не могли сдержать каменные стены: Берен услышал ее, и показалось ему, что это сон, ибо звезды засияли над ним, и в ветвях запели соловьи: И в ответ он спел песню-вызов, которую сложил, воспевая Серп Валаров, Семь Звезд, что Варда поместила над северными землями в знак того, что Моргот будет низвергнут: Лютиэн услыхала его голос и пропела песню еще большей силы. Завыли волки, и остров содрогнулся:.

She was not daunted by his eyes; and she named her own name, and offered her service to sing before him, after the manner of a minstrel: out of the shadows she began a song of such surpassing loveliness, and of such blinding power, that he listened perforce; and a blindness came upon him : All his court were cast down in slumber:
:этот взгляд не устрашил ее, и она (Лютиэн) вызвалась, подобно менестрелю, спеть пред ним: сокрывшись от тьмы, запела песню такой исключительной красоты и слепящей силы, что Моргот невольно внимал, и слепота поразила его: все его прислужники погрузились в сон:

:she knelt before Mandos and sang to him:
The song of Luthien before Mandos was the song most fair that ever in words was woven, and the song most sorrowful that ever the world shall ever hear. Unchanged, imperishable, it is sung still in Valinor beyond the hearing of the world, and the listening the Valar grieved. For Luthien wove two themes of words, of the sorrow of the Eldar and the grief of Men, of the Two Kindreds that were made by Iluvatar to dwell in Arda
:она преклонила колени перед Мандосом и запела. И была эта песнь прекраснее всех, что когда-либо слагались в мире, и печальней всего, что когда-либо слышал мир. Неизменная и вечная, поныне звучит она в Валиноре, за пределами мира, и внимая ей, скорбят Валар. Ибо Лютиэн сплела воедино две Темы - печаль Эльдар и скорбь людей, Двух Племен, что были сотворены Илуватаром, чтобы обитать в Арде:

На основании этого - и многих других - примеров можно вывести некую неизменно повторяющуюся связную <триаду> относительно музыки Эльдар: <красота - печаль - магизм>. Тем не менее, как уже было упомянуто, Песнь Силы заключала в себе не только музыкальную красоту 'per se', <как таковую>. Всякая форма эльфийской магии - особенно высшей магии - неизменно связывалась не только с пением, но и с вокализованным (распевным) речитативом, chant, chanting, как об этом уже неоднократно упоминалось. Сравним следующий показательный момент:

Thus befell the contest of Sauron and Felagund which is renowned. For Felagund strove with Sauron in songs of power, and the power of the King was very great; but Sauron had the mastery, as is told in the Lay of Leithian:
:Так произошел знаменитый ныне поединок между Сауроном и Фелагундом. Ибо Фелагунд состязался с Сауроном в песнях могущества, а могущество короля было велико, но и Саурон обладал Силой и в конце концов взял верх, как сказано в Лэйтиан:
The chanting swelled, Felagund fought,
And all the magic and might he brought
Of Elvenesse into his words.
:так с песней песнь сходилась, как в бою,
и Фелагунд, слабея, пел свою,
И вот вся мощь эльфийских светлых чар
Влилась в его напев, как щедрый дар:

(см 19 главу <Сильмариллиона>). Тут прямое уравнивание - Song of Power = Chant

Учтем и то, что распевным речитативом пользовались также и Истари, в частности Митрандир у врат Мориа:

:повторил те же самые слова в других сочетаниях - и ничего не добился. Перепробовал много иных заклинаний, говорил то негромко и медленно, нараспев, то громко и повелительно, тоном приказа, произносил отдельные эльфийские слова и длинные, странно звучавшие фразы:

И по аналогии далее:

Ворота запирались волшебным образом (лесные эльфы)

Т. е. запирались по тому же принципу, что и врата Мориа. Сам факт того, КАК именно Митрандир пытался открыть врата Мориа, говорит о том, что они вполне могли запираться и заклинанием распевно-речитативного характера, что видно и из следующего сравнения:

:Решит, наверное, что мы прошли через запертые двери с помощью колдовства (strong magic): (т. е. потенциально это было возможно)
:Gandalf tried various incantations (дверь троллей, Хоббит)
:Тогда, собрав последние силы, я произнес Запретительное Заклятье (A Word of Command)
:Так пропел Гэндальф, и вмиг его облик волшебно изменился:
:putting a great many spells over them (гномская магия над закопанными горшками с золотом троллей) Они тщательно заколдовали это место и произнесли много заклинаний
Контраст - spell, Word (речь)- incantation (мелодия, речитатив). Сравним также свист, которым Митрандир призывал лошадей на опушке Фангорна - определенный магический элемент в нем тоже был заключен, ибо Светозар был отнюдь не обычным конем, предки которого были вывезены едва не из самой Благословенной Земли.

Косвенное доказательство связанности форм эльфийской магии с мелодизованным речитативом видим и на примере песен Бомбадила как родственных эльфийской магии (речитативно-рифмована сама речь, но все в целом все так же именуется "song").

Потом все они (хоббиты) заучили наизусть призывную песню на будущий день
:a rhyme to sing:

А также на следующем весьма показательном примере:

:Зазвучало пение - медленное, невнятное, замогильное. Далекий-далекий, невыносимо тоскливый голос будто просачивался из-под земли. Но скорбные звуки постепенно складывались в страшные слова - жестокие, мертвящие, неотвратимые. И стонущие, жалобные. Будто ночь, изнывая тоской по утру, злобно сетовала на него; словно холод, тоскуя по теплу, проклинал его. Фродо оцепенел. Пение становилось все отчетливее, и с ужасом в сердце он различил наконец слова заклятия:
song changed into incantation, <пение (мелодия) перешло в напевно-речитативное заклятие>
Тут видим прямую связь (Фродо в могильниках, поет умертвие - т. е. наблюдаем общность речитативных форм высшей магии для всех, не только Эльдар)

Распевной музыкальной магией пользовались также и люди:

Он сел на землю, положил на колени черную рукоять и пропел над нею медленное заклинание на незнакомом языке (Арагорн)
:a slow song in a strange tongue:

В данном случае прямая связь Арагорна с Эльдар много о чем может нам сказать.
Рассмотрим также и следующий пример:

the song was a rain-song
Имеется в виду песня Золотинки - магическая, призывающая дождь. А это наталкивает нас на неожиданный вывод: налицо прямая связь возможности разлива в Раздоле (погубившего Назгулов и спасшего Фродо) через ПЕСНЮ.

Сила <доброй> магии, заключенная в конкретных эльфийских мелодиях, была подчас такова, что могла проявляться даже если их пытался спеть не-эльф:

:Гилтониэль, о Элберет! -- выкликнул Сэм: ему вдруг вспомнилась Хоббитания и песня эльфов, от которой шарахнулся в лес Черный Всадник:
:the song that drove away the Black Rider:

Не лишено оснований предположение, что эльфы обладали большей магической властью именно в музыкальном смысле (сравнительно с прочими расами Средиземья) через проникновение во Вторую Тему через Манвэ, друга Ульмо, с которым они имели возможность напрямую общаться в Валиноре, и одновременное владение своей - Третьей Темой Детей Илуватара.

Прямое преемничество искусства Высшей магии в Средиземье продолжили Владычица Галадриэль и Владыка Келегорм, убитый впоследствии Диором. О них читаем:

Galadriel: abode with Melian, and of her learned great lore and wisdom concerning Middle-earth.
Галадриэль: осталась с Мелиан, и многое узнала от нее о Средиземье:

Celegorm went rather to the house of Oromё, and there he got great knowledge of birds and beasts, and all their tongues he knew.
Получил: великое знание о зверях и птицах и ведомы ему были все их наречия

Следует особо отметить, что оттенки магизма присутствовали, были в большей или меньшей степени органически растворены во ВСЯКОЙ музыке Эльдар, не только Песнях Силы и Заклинательных песнях, что видно из следующего (см. тж. раздел о музыкальных инструментах Эльдар):

:И со звуками музыки холодный воздух словно согрелся, и до гномов донесся слабый аромат лесных цветов, как будто сейчас была не глубокая осень, а весна:

Высшее развитие подобный <сенсуалистический магизм>, как трактует его автор, умение воздействовать музыкой на все чувства сразу - а не только на слух - получил в очень специфическом явлении, именуемом в преданиях <дар эльфийских менестрелей>. Речь идет об умении воплощать в зримых и ощутимых образах перед слушателями то, о чем поется (см. тж. илл. к разделу <Вокальная музыка Эльдар> и развернутую цитату о Финроде в разделе <Музыка Эльдар в Средиземье).

На следующий день в час заката Арагорн один ходил по лесу, и сердце его радовалось. Он пел, он был полон надежды, и мир казался ему прекрасным. И неожиданно он увидел девушку, идущую по лужайке среди белых стволов берез, он остановился, пораженный, думая, что видит сон или что он получил дар эльфийских менестрелей, которые могут показывать то, о чем они поют, слушателям.
The gift of the Elf-minstrels who can make the things of which they sing appear before the eyes of those that listen:

:А Золотинка спела им немало песен, веселых и тихих: они услышали, как струятся реки и колышутся озера - большие, светлые, - увидели в них отражение неба и звездную рябь:

И следующий весьма показательный пример:

:those near him were silent, intent upon the music of the voices and the instruments:
:at first the beauty of the melodies and of the interwoven words in elven-tongues: held him in a spell: it seemed that the words took shape: and visions: opened up before him: the enchantment became more and more dreamlike: there he wandered long in a dream of music that turned into running water, and then suddenly into a voice: voice of Bilbo chanting verses.
:Все умолкли, сосредоточенно слушая пение и музыку: поначалу он (Фродо) был полностью очарован искусным переплетением мелодии и слов эльфийской речи: ему вдруг показалось, что слова обрели зримую форму, и видения поплыли вереницей перед ним: магическое очарование все более и более напоминало сон: он погрузился в волшебство музыки, струившейся подобно водному потоку, и вдруг стал различим голос: голос Бильбо, напевно декламировавшего стихи.
Снова chant, снова прямая связь речитатива - и магию! С другой стороны, тут уже голос вместе с инструментом, <переплетающиеся мелодии и слова> - прямое указание на полифоническую форму развертывания музыкальной ткани.

Универсальный магизм эльфийской музыки играл и важную чисто практическую роль в жизни Эльдар, совмещая <приятное с полезным> - что ясно видно из следующего:

:do not think that only by singing amid the trees: is this land of Lothlorien maintained and defeated against its Enemy:
Но знай - не песни менестрелей и даже не стрелы эльфийских воинов ограждают Лориэн от Черного Властелина
(Галадриэль)
С одной стороны, это намек на ограниченность магии, заложенной в <обычной> ежедневной песне и музицировании Эльфов, и вместе с тем прямое подтверждение ее наличия - НЕ ТОЛЬКО пением ограждается Лориэн, значит - отчасти и ИМ ТОЖЕ.

На этом мы заканчиваем обзор связи музыки и магии Эльдар, переходя к следующему разделу.

http://quendi-verhot.narod.ru/index.htm

0

4

5
2009-07-14 18:01:17
Автор:
Eltendo
Администратор

Мини-вводная по эльфам. Обьем-минимум.

Начнем от печки. Т.е. от людей (ибо тут мы все человеки).
В мире Толкиена (далее "канон") у эльфов, людей и орков (а также хоббитов и всех прочих кроме валар и маиар, которых мы по игре увидим вряд ли) есть ровно две субстанции "роа" и "феа".
Феа - дух. В это понятие входит осзнание, душа итд.
Роа (хроа) - собственно тело, физический его компонент. Феа без роа--призрак, Роа без феа лежит в коме ибо ничем не управляется.

Феа всегда бессмертна, умереть она не может. Феа эльфов привязана к Арде (миру вокруг) и выйти за его пределы не может никак. Но, из-за этого же феа эльфа чувствует мир, его изменения, чувствует себя частью этого мира и (до некоторой степени) может на него влиять. Влияние феа на окружающее называется эльфийской магией (очень грубо говоря).
Феа людей свободна от мира (и не менее бессмертна) после смерти роа она покидает арду (и эльфы не знают, что происходит с ней дальше). Но и влиять за счет феа люди на мир не могут.

Это-первое различие между эльфом и человеком. Для эльфа арда-дом. Навсегда. Человек всегда в гостях.

Второе важное различие заключается в том, что феа эльфов намного сильнее. При том, что и выносливостъю и силой эльф не уступает (обычно превосходит) людей, феа эльфа полностью контролирует роа. Это значит, что для эльфа практически не возможны необдуманые, глупые, торопливые поступки. Так же как и большая часть человеческих чувств (типа похоти, вожделения, жажды, голода) так и значительная часть рефлексов может быть эльфом подавлена силой воли. Каковой воли у него (по умолчанию) намного больше чем у человека. Как одно из следствий: эльф при желании может умереть. Тихо и сам. Причина должна быть веской, но феа эльфа достаточно сильна, чтобы убить роа по своему желанию.

Это-второе сильное различие.

Третье различие вытекает из фактического бессмертия эльфов. Да, их феа со временем сжигает роа (причина этому, в часности, изменения в мире, порожденные Врагом (Мелькором, Морготом Бауглиром)). Но смерти они не знают, наоборот, они знают (не верят, знают!!) что после смерти попадут в чертоги Намо-Судии, где их феа очистится от страданий и, если они пожелают, будет снова воплощена в роа. Поэтому эльфы:
-не боятся смерти
-не особенно замечают течения времени
-никогда никуда не торопятся и не суетятся
-помнят очень много всего

Тем не менее о месте, где они будут воплощены, эльфы, рожденные в Арде (99%) ничего почти не знают, кроме того, что там "хорошо". Говорят, нольдор знают о нем больше, но...
эльфы больше любят тот мир, где живут, поэтому для них противоестественны:
-стремления к суициду,
-деструкции окружающей среды
-пожелания уйти за море (без внешних причин).

Дальше о феар (множественное число) эльфов.
Феар эльфов могут соединяться и чувствовать друг друга, изменяться и подстраиваться. В процессе разговора, например, феар взаимодействуют, поэтому:
-эльфы чувствуют обман других
-сами никогда не обманывают (скорее могут умолчать о чем-то, но обман "портит карму")
-очень болезненно переносят потери близких феа существ (по моим представлениям, оттого именно, что феа взаимодействуют)...Случай "умер от тоски по" не единичен и не редок.

Память. Память эльфа не умеет забывать. Это, безусловно, накладывает отпечаток. Более того, простой памяти у эльфов нет. Они заново переживают свои воспоминания ("грезы"), снова получая примерно все те же эмоции. По этой же причине эльф не может "разлюбить", "полюбить другую" итд. Случай предательства почти невозможен (осознанного-тем более). Плохие воспоминания могут служить причиной смерти.

Знания.
Особо интересная тема. Итак, эльфы не склонны к религии вообще. Они знают (еще раз, это не вера, это-знание) что они-дети Илуватара, что в Амане находятся валар и маиар, которые сотворили этот мир с его дозволения и что и первые и вторые их (в целом) любят и не желают им зла, боли, итд. Еще они знают, что их сотворил Илуватар, т.е. они его дети (первенцы, старшие).
Это знание сильно определяет действия эльфа.
(настоящий эльф похож на идеального католика, совсем идеального, он не грешит, потому что физически ощущает что это плохо и противно, он знает что бог и ангелы естъ и не сомневается в этом, он уверен, что в случае сильной нужды они придут к нему на помощь если он будет достоин итд)
Из этого следует, что никаких поклонений валар и маиар быть не может, а может быть только благодарность, нормальная благодарность детей по отношению к родителям и страшим наставникам, почитание, уважение, но не более того. В случае же обрядов эльфы отождествляют себя с Валар, получая напрямую их силу для воздействия. Обряд - вещь редкая и просто так не проводится.

и, пожалуй, пока-последнее. Эльф-всегда созидатель. Он ценит мастерство выше разрушения, выше власти...Неспособность создавать и понимать для него-страшнейшее из возможных зол. И оценки действий и поступков, все уважение-неуважение в значительнейшей степени строится именно на этом.

Вопрос мотивации и добра
Вы, господа (и Дамы) рассуждаете с точки зрения логики, а у эльфов есть Знание. Не логика. Знание, которое позволяет без вопросов почувствовать орка, искажение и прочее. И вопрос "убивать ли его" - не стоит вообще и не потому, что эльф - пафосен. Давайте "эльфов с прошлых игр" в спор не вмешивать.
Просто в отличии от человеков, у эльфов знание того, как должно быть - объективно.
(Схизматические учения и ереси о непонятом Мелькоре не предлагать).
И это знание (не догадки, а знание) никакого места под солнцем и никакого сомнения и никакой возможности  перемирия - соглашения - невмешательства оркам и темным не оставляет. Да, для темных эта точка зрения - зло. Да, они (в ряде случаев) борются за свою жизнь.
Светлые люди, это другое, но, простите, у эльфов (в человеческом понимании этого слова) нет свободы воли, поэтому категории нашего добра и зла к ним (на мой взгляд) вообще не применимы.

Государство у эльфов построено по Правде Короля в значительной степени. Т.е. Король отвечает за всю свою землю и весь свой народ.  Народ, в свою очередь, королю, как хозяину земли, обязан повиноваться - как старшему. Проступок короля навлекает немилость (неурожай, мор, войну, распрю итд) на весь народ, потому Владыка десять раз думает перед тем, как. Владыке можно советовать. Ослушаться - нельзя, но можно выйти из под его руки, т.е. в изгнание.
Вся феодальная система взаимоотношений построена на клятве. Клятва эльфа, как и его магия всегда связана с его феа (т.е. душой) поэтому нарушить клятву не возможно, - это ведет к распаду личности. Клятва, как и любое слово чести в мире Арды вплетается в "судьбу" и всегда приводит к последствиям. Вассальная клятва дается чуть не по умолчанию - всякий, пришедший жить на землю Владыки эльф ее принимает, ушедший - по идее разрывает либо лично, либо через уход.

Это по эльфам в целом. Загруз.

0


Вы здесь » черновики » Смесь о ... » Эльфопрогруз


создать форум