Перевел раздел С из "Квэнди и эльдар" (с примечаниями автора и редактора). Масса интересных сведений о толкиновских эльфах.
"С. Клановые имена. С заметками об именах других народов эльдар.
В квэнийской форме имена трех больших кланов – это Vanyar, Ñoldor и Lindar. Древнейшее из этих имен – Lindar. Оно, безусловно, восходит к временам, предшествующим Разделению. Два других, вероятно, появились в тот же период, хотя и немногим позже. Их первоначальные формы в PQ должны были бы выглядеть как *wanyā, *ňgolodō и *lindā / glindā. (Примечание 13, p. 411)
Согласно легенде, сохранившейся в почти одинаковом виде как у эльфов Амана, так и у синдар, три клана происходят от трех Праотцев Эльфов, Imin, Tata и Enel (то есть Один, Два и Три), и от тех, кого Праотцы избрали себе в спутники. Поэтому в начале они назывались просто-напросто Minyar (Первые), Tatyar (Вторые) и Nelyar (Третьи). Они насчитывали, соответственно, 14, 56 и 74 эльфа из 144 пробудившихся, и примерно такое соотношение сохранялось до Разделения. (11)
Рассказывается, что из небольшого клана Minyar никто не присоединился к авари. Tatyar разделились поровну. Nelyar меньше всех желали оставить свои дома у озера, но они были сплоченным народом и очень хорошо осознавали единство клана (пока единство сохранялось). Поэтому, когда стало ясно, что их вожди Эльвэ и Олвэ решились выступить в путь и должны собрать множество последователей, многие из тех, кто поначалу примкнул к авари, перешли в стан эльдар, лишь бы не разлучаться с сородичами. Нолдор утверждали, что большинство ‘Teleri’ были Avari в душе, и одни только Eglain действительно сожалели, что остались в Бэлерианде.
Исходя из числа 144, историки Нолдор принимали примерно такое соотношение для Авари и Эльдар к началу Похода:
Minyar 14: Avari 0 Eldar 14
Tatyar 56: Avari 28 Eldar 28
Nelyar 74: Avari 28 Eldar 46 > Amanyar Teleri 20;
Sindar и Nandor 26
Следовательно, нолдор были крупнейшим эльфийским кланом в Амане, тогда как оставшиеся в Средиземье эльфы (Moriquendi в квэнья Амана), превосходили числом Amanyar в отношении 82 к 62. (12)
Как долго сохранялись среди Авари клановые имена *wanyā, *ňgolodō и *lindā, теперь неизвестно, но о существовании старых кланов они помнили и все еще признавали особое родство между теми, кто изначально происходил из одного клана, ушли они в Великий Поход или нет. Первые авари, с которыми эльдар снова встретились в Бэлерианде, кажется, считали, что происходят от татьяр, и признавали свое родство с Изгнанниками, хотя нигде не сообщается, что они использовали имя Ñoldo в какой-либо узнаваемой аваринской форме. Однако по отношению к нолдор они были недружелюбны и завидовали своим более высоким родичам, обвиняя тех в надменности.
Эта неприязнь отчасти восходила к ожесточению Спора перед началом Похода и позднее, без сомнения, возросла из-за происков Моргота, но, кроме того, она дает известное представление о темпераменте нолдор в целом и Фэанора в частности. В самом деле, тэлери, со своей стороны, утверждали, что большинство нолдор даже в Амане оставались авари в душе и вернулись в Средиземье, осознав свою ошибку: им места не хватало для всяческих раздоров. Напротив, линдаринские представители западных авари стремились к дружбе с эльдар и охотно у них учились. И родственные чувства между остатками синдар, нандор и линдаринскими Авари были так сильны, что позднее, в Эриадоре и в Долине Андуина, они часто смешивались и жили вместе.
Lindar (Teleri) (13)
Как было сказано, это самый большой из древних кланов. Уже легенда о «Пробуждении квэнди» отсылает нас к этому имени, получившему впоследствии квэнийскую форму Lindar (тэлеринское Lindai). В ней рассказывается, что нэльяр «пели, еще не научившись произносить слова». Имя *Lindā определенно происходит от примитивного корня *LIN, налицо «укрепление» среднего N и окончание прилагательного –ā. Может быть, этот корень был вкладом тэлери в примитивный квэндиан, потому что он отражает их склонности и ассоциации и дает больше всего производных именно в языках линдар. Его первичное значение связано с приятным или мелодичным звуком, но этот корень, особенно в языках линдар, относился и к воде, ее течение обычно ассоциировалось у них со звуками эльфийского голоса. Однако, «укрепление», как в середине (lind-), так и в начале слов (glin-, glind-), ассоциировалось почти исключительно с музыкальными звуками, предназначавшимися для услаждения слуха, особенно со звуком голоса. Итак, имя Lindar изначально говорило о любви нэльяр к песне, к вокальной музыке, со словами или без них, хотя и воду они любили и до Разделения никогда не уходили далеко от озера и водопада Куивиэнэна, и те, кто двинулся на Запад, были очарованы Морем. (Примечание 14, p. 411)
В квэнья, то есть на языке ваньяр и нолдор, представители клана, принимавшие участие в Походе, получили имя Teleri. Так чаще всего называли тех, кто в конце-концов пришли в Аман, и пришли последними; но впоследствии не исключались и синдар. Имя Lindar не было забыто, но в Знании нолдор оно использовалось, главным образом, применительно ко всему клану, включая авари. Имя Teleri означало «последние (по порядку)», очевидно, это прозвище появилось в дни Похода, когда тэлери, меньше всех желавшие продолжать путешествие, часто оказывались далеко позади. (Примечание 15, p. 411)
Vanyar
Вероятно, эльфы Первого Клана получили это имя от нолдор и стали так называть себя сами. Но более употребительным самоназванием народа оставалось старое Minyar (поскольку весь клан примкнул к эльдар и переселился в Аман). Имя ‘Vanyar’ указывает на цвет их волос – желтый или золотой почти у всех представителей клана. Для нолдор, любивших золото, это представлялось особенно прекрасным, хотя сами они, по большей части, были темноволосы. Впоследствии, благодаря бракам с ваньяр, золотоволосые эльфы иногда рождались и у нолдор: известный пример - Финарфин и его дети, Финрод и Галадриэль, которые унаследовали эту черту от второй жены короля Финвэ, Индис из ваньяр.
Имя ‘Vanyar’ происходит от прилагательного *wanja, от корня *WAN. Его первоначальное значение представляется очень близким к современному английскому fair «светлый» (о цвете лица и волос). Однако семантика эльфийского слова менялась в обратном порядке по сравнению с английским: оно значило «светлый, бледный» в противоположность насыщенным и темным цветам, красота - это вторичное значение. В английском слове значение «прекрасный» первично. От того же корня образовано квэнийское имя валиэ Ваны (Vána), жены Оромэ.
Поскольку линдар нечасто встречались с ваньяр во время Похода и позднее, в Амане, им нечасто приходилось употреблять это имя. Аманские тэлери использовали форму Vaniai (без сомнения, заимствовано у нолдор). Но в Бэлерианде это имя, по-видимому, было забыто. Там Первый Клан (только в Знании и в рассказах старины) назывался Miniel, множественное число Mínil.
Ñoldor
Весьма вероятно, это имя старше, чем ‘Vanyar’, быть может, оно появилось еще до начала Похода. Эльфы второго клана получили его от других и признали сами; позднее все эльдар этого клана во все времена употребляли его как главное и должное имя.
Оно означало «Мудрые» - «те, кто имеет большие познания и острый ум». Действительно, нолдор очень рано проявили особые, величайшие среди всех эльфов, способности к интеллектуальным занятиям и ремеслу.
Формы этого имени в разных языках: Q Ñoldo, T Goldo, S Golodh (Ngolodh), позволяют установить первоначальное *ñgolodō из PQ, производное от корня *NGOL «знание, мудрость». Этот корень проявляется также в Q ňóle «основательное изучение (какого-либо предмета)», iňgole «Знание», ingolmo «лормастер». В тэлерине слова góle, engole имели то же значение, что и в квэнья, но относились чаще всего к особому «знанию», которым располагали нолдор. В синдарине слово gûl, эквивалент квэнийского ňóle, вызывало не столь лестные ассоциации. Обычно оно относилось к тайному знанию, особенно к познаниям искусников, творивших чудесные вещи; оно приобрело весьма мрачный оттенок, потому что постоянно использовалось в составном слове morgul, «черное искусство», означавшем полные опасностей или лжи знания и искусства, происходящие от Моргота. Те из числа синдар, кто не испытывал к нолдор дружественных чувств, объясняли их превосходство в науках и искусствах обучением у Мэлькора-Моргота. Это была ложь, которая, в конечном счете, сама исходила от Моргота, хотя она и заключала в себе долю правды (без того редко обходились речи лжеца). Однако великие дары нолдор не происходили от Мэлькора, и Фэанор, величайший из них, никогда не вел дел с Мэлькором в Амане и был его величайшим врагом.
Sindar
Более редкая форма Sindel, pl. Sindeldi, также встречается в квэнья Изгнанников. Этим именем нолдор-изгнанники (см. примечание 11) назвали второй по численности народ эльдар. (примечание 16, p. 412) Оно относилось ко всем эльфам тэлеринского происхождения, которых нолдор встретили в Бэлерианде, хотя позднее сюда не включались нандор кроме тех, кто были прямыми подданными Эльвэ или смешались с его народом. Имя означало «серый» или «серый эльф» и было образовано от корня *THIN, PQ *thindi «серый, бледный или серебристо-серый», Q thinde, в диалекте Нолдор – sinde.
О происхождении этого имени см. примечание 11. Лормастеры также предполагали, что имя указывает и на цвет волос синдар. Действительно, у самого Эльвэ были длинные и прекрасные волосы серебристого оттенка, но, видимо, это не было общей чертой всех синдар, хотя некоторые представители народа, особенно близкие или дальние родичи Эльвэ (например, Кирдан), тоже имели серебристые волосы. (15) Но, как правило, синдар внешне были очень похожи на Изгнанников: темноволосые, сильные и высокие, но гибкие. Их было бы почти невозможно отличить, если бы не глаза: глаза всех эльфов, живших в Амане, поражали их сородичей из Средиземья пронзительным блеском. По этой причине синдар часто называли их Lachend, множественное число Lechind «пламенные глаза».
Nandor.
Это имя, видимо, появляется ближе к концу Похода, когда некоторые группы тэлери свернули с пути. В особенности так называли многочисленных последователей Ленвэ (Примечание 17, p. 412), отказавшихся от перехода через Хитаэглир. (16) Имя часто понималось как «Те, кто возвращается», но, по-видимому, никто из нандор не вернулся назад и не присоединился к авари. Многие поселились в тех землях, где завершили Поход, особенно по берегам реки Андуин; иные отклонились в сторону и бродили на юге. (Примечание 18, p. 412) Однако, как стало ясно впоследствии, во время пленения Мэлькора мориквэнди медленно продвигались на запад. И, в конце концов, многие группы нандор, пройдя через Брешь между Хитаэглиром и Эрюд Нимрайс, расселились в Эриадоре. Некоторые из них добрались и до Бэлерианда незадолго до возвращения Моргота. (17) Во главе переселенцев стоял Дэнэтор, сын Дэнвэга (см. примечание 17), он стал союзником Эльвэ в первых битвах с тварями Моргота. Однако старое имя Nandor помнили только историки нолдор в Амане, они ничего не знали о судьбе этого народа кроме того, что отказавшихся от перехода через ужасный Хитаэглир возглавил Ленвэ (то есть Дэнвэг). Лормастеры синдар помнили имя нандор в форме Danwaith или, смешивая с именем их предводителя, в форме Denwaith.
Первое время они называли так нандор, поселившихся в Восточном Бэлерианде, но этот народ продолжал именовать себя старым клановым именем *Lindai, которое к тому времени приобрело в их языке форму Lindi. Страну, в которой большинство из них в конце-концов поселились как небольшой самостоятельный народ, они назвали Lindon (< *Lindānā). Это была земля у подножия Голубых Гор (Эрюд Луин), омываемая притоками великой реки Гэлион, до той поры синдар называли ее Ossiriand, Семиречье. Синдар быстро признали в Lindi родичей из линдар (S Glinnil), их язык, несмотря на большие расхождения, все еще узнавался как родственный. И они заимствовали имена Lindi и Lindon в формах Lindil (единственное число Lindel) или Lindedhil и Lindon или Dor Lindon. В квэнья Изгнанников эти формы (заимствованные у синдар или у нандор непосредственно) выглядели как Lindi и Lindon (или Lindóne). И нолдор-изгнанники обычно называли горы Эрюд Луин именем Eryd Lindon, поскольку высочайшая часть горного хребта была восточной границей страны Линдон.
Однако впоследствии вместо этих имен синдар стали употреблять другое, «зеленые эльфы», по крайней мере, когда речь заходила о жителях Оссирианда. Ведь те старались, насколько это возможно, уклоняться от участия в войнах с Морготом. Синдаринское имя Laegel, множественное число Laegil, собирательное множественное Laegrim или Laegel(d)-rim, появилось по двум причинам: и Линдон был зеленой страной, и сами Laegrim одевались в зеленое для скрытности. Это имя нолдор перевели на квэнья как Laiquendi, но употребляли редко.
Примечания автора
Примечание 13 (p. 380).
О позднем PQ gl-, вариант начального l- смотрите Общую Фонологию. (37) Хотя это клановое имя в синдарине имеет форму *glind-, звук g- не появляется ни в аманском телерине, ни в нандорине. Поэтому в данном случае он может быть синдаринском нововведением, в этом языке часто появляются начальные группы согласных такого рода.
Примечание 14 (p. 382).
По этой причине самым распространенным прозвищем или «титулом» Линдар было Nendili: «Любящие воду».
Примечание 15 (p. 382).
Простое производное (как *abaro > *abar от *ABA) от корня *TELE, имевшего, вероятно, первоначальное значение «последний, близкий к концу». Отсюда квэнийские слова: telda «последний»; непереходный глагол tele- «кончаться, завершаться» или «быть последним в ряду лиц или вещей, в ряду событий»; переходный глагол telya- «заканчивать, завершать»; telma «завершение; нечто, использованное для завершения дела». Быть может, этот корень отличен от *tel-u «покрыть крышей, увенчать здание», который проявляется в квэнийском telume «крыша, кровля; навес, балдахин». (Вероятно, это старейшее слово у квэнди, обозначавшее небосвод, пока их знания не расширились и эльдар не изобрели слово Menel; ср. Telumehtar «небесный воин», более древнее имя для Menelmakil, Ориона). Слово telluma «свод, купол» - это telume, измененное под влиянием валаринского delgūmā: см. p. 399. Но, возможно, *telu – это лишь видоизмененная форма корня *TELE, ведь с возведением крыши завершается строительство, ср. слово telma, которое часто относится к последнему элементу, например, к карнизному камню или к остроконечной башенке на вершине здания.
Примечание 16 (p. 384).
См. Выше, p. 381. Число эльдар, оставшихся в Средиземье, определяли как 26 в пропорции к 144, из них примерно 8 были нандор.
Примечание 17 (p. 384).
В форме Lenwe его имя сохранилось в исторической традиции нолдор. Вероятно, его звали *Denwego, в нандорине – Denweg. Его сыном был вождь нандор Denethor. Эти имена, вероятно, означали «гибкий-и-деятельный» и «гибкий-высокий-и-стройный», от *dene- «тонкий, гибкий и сильный» и *thara- «высокий (или длинный) и тонкий».
Примечание 18 (p. 384).
Имя нандор произведено от элемента *dan, *ndan-: изменить направление действия, с тем чтобы уничтожить или свести на нет его последствия, как, например, «уничтожить сделанное, вернуться назад (той же дорогой), взять слова обратно, возвратить подарок (тот же самый, не об ответном даре)». Поэтому изначальное слово *ndando, вероятно, значило «тот, кто отказывается от своих слов или меняет принятое решение».
Примечания редактора
11. См. pp. 420 ff., легенда об Imin, Tata и Enel.
12. Рассказ из Анналов Амана о народах Морвэ и Нурвэ, которые не последовали призыву валар и стали авари (X.81-2, 88, 168), был отвергнут.
13. Имя Lindar, «Певцы», применительно к телери появляется в «словаре» к Атрабэт Финрод ах Андрэт (X.349); долгое время оно принадлежало Первому Народу, позднее получившему имя Ваньяр.
14. О водопаде на Куивиэнэн см. p. 424.
15. В другой поздней работе сказано, что Кирдан был родичем Эльвэ, но я не нашел никаких указаний, проясняющих характер родства.
16. Имя отца Дэнэтора, Lenwe, здесь приходит на смену старому имени Dan. Из этого текста оно попадает в Сильмариллион.
17. Утверждение, согласно которому нандор попали в Бэлерианд «незадолго до возвращения Моргота» также приходит в очевидное противоречие с Анналами (см. выше примечание 7). Ранее (p. 377) было сказано, что они пришли «перед тем как вернулся Моргот», без сомнения, подразумевается то же самое. Но в GA 31 помещено чудесное описание «долгих лет мира, последовавших вслед за приходом Дэнэтора». Они действительно были долгими: с 1350 до 1389, 145 Лет Валар или 1389 Лет Солнца. Не знаю, как объяснить столь глубокие изменения в сложившейся исторической традиции.
[По моему мнению, Кристофер впадает в занудство. Представление о времени в этих текстах бывает весьма субъективным. Возможно, для эльдар 1400 солнечных лет не были слишком большим промежутком, если принять во внимание всю их историю до исхода нолдор. До появления нандор народ Тингола жил в Бэлерианде гораздо дольше. – Переводчик.]
37. «Общая Фонология»: отец не ссылается здесь на какую-то особую, завершенную работу."
(WJ:380-85; 411-12; 418-20)