Переводчик неизвестен. Возможно А.Хромова.
J.R.R.Tolkien
Файл из архива Энвинивен
тел. (095)182-5900 (Энви)
2:5020/1607.6@FidoNet
Легенда о пробуждении.
В тексте "Квенди и эльдар" сказано:
"Согласно легенде, сохранившейся как у эльфов Амана, так и у синдар, Три народа изначально происходят от трех Отцов эльфов, которых звали Имин, Тата и Энель (т. е. Один, Два, Три), и тех, кого они избрали себе в спутники. Так что поначалу эти народы звались просто Миньяр ("Первые"), Татьяр ("Вторые") и Нельяр ("Третьи"). Из 144 Перворожденных эльфов к ним относились, соответственно, 14, 56 и 74; и эта пропорция примерно сохранялась до Разделения".
Приписка автора в начале текста:
"По стилю и наивности это эльфийская "байка" или детская сказочка, смешанная с мифами о происхождении числительных".
Пока первые тела квенди создавались из "плоти Арды", они, квенди, спали "во чреве Земли", под зелеными травами, и пробудились, когда выросли. Но Первые эльфы (что зовутся Нерожденными или Рожденными Единым) проснулись не все сразу. Эру устроил так, что каждый из них покоился рядом со своею "суженой". И первыми пробудились трое эльфов, и были то эльфы-мужи, ибо эльфы мужеска пола сильнее телом, и любознательней, и предприимчивей в непривычных обстоятельствах. Эти трое отцов эльфов зовутся в преданиях Имин, Тата и Энель. Они пробудились по очереди, один за другим; и от их-то имен, как говорят эльдар, пошли названия чисел "один", "два", "три", и были то древнейшие из чисел *.
* Соответствующие эльдарские слова "мин", "атта" (или "тата"), "нель". Скорее всего, на самом деле было наоборот. Эти трое не имели имен, пока не возник язык, и эти имена им были даны (или они сами назвали себя так) после того, как в языке появились числительные (по крайней мере, первые двенадцать). - Прим. авт.
Имин, Тата и Энель пробудились прежде своих супруг, и первым, что узрели они, были звезды, ибо пробудились они в предрассветных сумерках. А потом увидели они своих суженых, что покоились на траве рядом с ними. И так восхитились они красотою супруг своих, что тотчас пробудилось в них желание говорить, и принялись они "придумывать слова", чтобы говорить и петь. И в нетерпении своем не стали они ждать, но тотчас разбудили супруг своих. Так и вышло, говорят эльдар, что первым, что увидели эльфийские женщины, были их супруги, и любовь к мужу была первой их любовью, и лишь потом познали они любовь к чудесам Арды и благоговение пред ними.
И вот через некоторое время, когда они пожили вместе и уже придумали много слов, Имин с Иминье, Тата с Татье и Энель с Энелье покинули зеленую лощину, что была местом их пробуждения, и отправились бродить, и скоро нашли другую лощину, больше первой, и нашли там шесть пар квенди а было то снова в предрассветных сумерках, и в небе сияли звезды, и эльфы-мужи только-только пробуждались.
Тогда Имин назвал себя старшим, и объявил, что право первого выбора за ним, и сказал так:
Я избираю этих двенадцать, да будут они спутниками моими.
И разбудили мужи супруг своих, и когда восемнадцать эльфов пожили вместе, и выучили много слов, и придумали много новых, снова отправились они бродить вместе, и в третьей долине, еще больше и глубже прежних, нашли они еще девять пар квенди, и эльфы-мужи только что пробудились при свете звезд.
Тогда Тата объявил, что ему выбирать вторым, и сказал так:
Я избираю этих восемнадцать, да будут они спутниками моими.
И снова эльфы-мужчины разбудили своих супруг, и все они стали жить вместе и говорить друг с другом, и выдумали много новых звуков, и новых слов, длиннее прежних; а потом все тридцать шесть снова отправились гулять, и пришли в березовую рощу над ручьем, и нашли там двенадцать пар квенди, и все мужи уже встали и смотрели на звезды, что виднелись меж ветвей.
Тогда Энель объявил, что ему выбирать третьим, и сказал так:
Я избираю этих двадцать четырех, да будут они спутниками моими.
И эльфы-мужчины, как и раньше, разбудили своих супруг; и все шестьдесят эльфов много дней жили у ручья, и скоро научились слагать песни и сочинять музыку, подражая шуму воды.
Наконец все снова тронулись в путь. Но Имин приметил, что каждый раз они находят больше квенди, чем прежде, и подумал про себя так: "У меня всего двенадцать спутников, хотя я самый старший; так буду же я выбирать последним!" И скоро пришли они в ароматный еловый лес на склоне холма, и нашли там восемнадцать пар квенди, и все они еще спали. Была ночь, и небо было в тучах. Но перед рассветом поднялся ветер, и разбудил эльфов-мужей, и проснулись они, и дивились звездам ибо ветер разогнал облака, и повсюду, и на востоке, и на западе, ярко сияли звезды. И восемнадцать новых квенди долго не обращали внимания на прочих, но любовались огнями Менеля. Но наконец они опустили глаза к земле, и узрели супруг своих, и поспешили разбудить их, чтобы и те посмотрели на звезды, и говорили они:
Элен! Элен!
И так было дано имя звездам.
И сказал Имин:
Я пока не стану выбирать.
И потому этих тридцать шесть взял себе в спутники Тата. Они были высокие, черноволосые, и крепкие, словно ели. От них-то по большей части позднее и произошли нолдор.
И эти девяносто шесть квенди принялись беседовать между собой, и те, что только что пробудились, создали много новых и прекрасных слов, и новые замысловатые обороты речи; и смеялись они, и плясали на склоне холма, но наконец захотелось им найти новых товарищей. Тогда все они снова пошли бродить вместе, и наконец вышли к озеру, что казалось черным в сумерках; и на восточном берегу озера был утес, и с него падал водопад, и звездный свет мерцал в пене. Но те эльфы, что спали там, уже успели разбудить своих супруг и теперь купались под водопадом. Их было двадцать четыре пары; они не владели речью, но пели очень красиво, и голоса их эхом разносились среди скал, смешиваясь с шумом водопадов.
Но Имин и в этот раз отказался от выбора, решив, что в следующий раз их будет больше. И потому сказал Энель:
Выбор за мной, и я беру этих сорок восемь себе в спутники.
И сто сорок четыре квенди долго жили у озера, пока не сделались едины в мыслях и в речи, и были счастливы.
И наконец сказал Имин:
Пойдем дальше, поищем новых товарищей.
Но большинство остальных и так были довольны. И все же Имин с Иминье и двенадцать их спутников отправились в путь и долго бродили при свете дня и в сумерках вокруг озера, у которого пробудились все квенди оттого оно и зовется Куйвиэнен. Но больше никого они не нашли, ибо все Первые Эльфы уже пробудились.
Вот так и вышло, что с тех пор квенди всегда вели счет на дюжины, и долгое время 144 было у них самым большим числом, так что ни в одном эльфийском языке нет слов, обозначающих числа больше этого. И так получилось, что "Спутники Имина", или Старейший Народ (из коего потом произошли ваньяр) насчитывали всего четырнадцать эльфов, "Спутников Таты" было пятьдесят шесть, а "Спутников Энеля" было больше всего, хоть они и считаются Младшим Народом, от них происходят телери (или линдар), и изначально их было семьдесят четыре.
Квенди нравилось все, что они успели увидеть в Арде: радовались они и зеленым деревьям и травам, и летнему солнышку; и все же больше всего влекли их Звезды, и ясные сумерки, вечерние и предрассветные, были всего дороже их сердцу. Ибо в эти часы на заре года впервые пробудились они к жизни в Арде. Линдар же изначально полюбили воду более всех прочих квенди, и запели прежде, чем научились говорить.