Белерианд и Первая Эпоха.

Да, в общем, можете и не предполагать – другой формы правления, кроме монархии у людей (как и у других народов Арды) не наблюдается (кстати, по поводу наследования от отца к сыну – это не совсем верно. Но об этом позже). Другой вопрос – что это за монархия. В Первой Эпохе еще до прихода людей на запад можно видеть, что люди жили некими родами, племенами. У них были вожди. Я думаю, когда Толкин описывал эдайн, то брал за образец политическое устройство жизни людей раннего средневековья (век VIII-X) на северо-западе Европы (Скандинавия, Англия времен саксов). Точнее говоря, до прихода на запад людей это устройство было еще более примитивным, возможно чуть выше первобытнообщинного строя. Потом, когда люди поднабрались всяких знаний у эльфов, они устроили свою жизнь по эльфийскому образцу (конечно же, с поправкой на особенности расы людей, например, старость и смертность). При этом можно заметить, что в Белерианде ни один вождь людей не называется королем. В Сильмариллионе и других текстах, касающихся Первой Эпохи, говорится о вождях, предводителях, правителях, но никогда – о королях. Короли – только эльфы. Что касается других должностей – то я лично думаю, что надо смотреть опять же на раннесредневековую северо-западную Европу, правда, с некоторыми поправками. Например, у эдайн никогда не было рабов или трэлей (как у скандинавов, к примеру). Все остальное было похоже. Были некие домохозяева-бонды, обрабатывающие землю и пасущие скот, а при необходимости – становящиеся воинами. У этих домохозяев были некие слуги и работники (не рабы). Были ремесленники (кузнецы, столяры и прочие), были охотники, были лекари, были арфисты-поэты (лекари и арфисты точно упоминаются в Сильмариллионе, ремесленники – нет, но мне представляется весьма маловероятным, что их не было). Вообще, очень интересный текст в этом отношении – «Скитания Хурина». Вот что там сказано, например, о верховной власти у халадин: «Но все люди Бретила были свободными, владея своими поместьями и большим или меньшим участком земли по своему праву. Их Предводитель выбирался из потомков Халдада, из уважения к делам Халет и Халдара, и даже если власть предводителя была отдана, как власть господина или короля, старшему в старшей линии, народ имел право выбрать другого и сместить его, в чрезвычайных случаях.» Так что тут даже не совсем чистая монархия (хотя ни разу, ни в одном тексте, посвященном Первой Эпохе, не было написано, что народ выбирал предводителя, который не был бы в родстве с предыдущими вождями). Далее в «Скитаниях Хурина» описывается суд над Хурином, при этом говорится, что для этого был созван «Совет Бретиля», состоящий из трех сотен человек. На этом совете вождь судил, разрешал некие спорные дела, но он не имел права судить так, чтобы это противоречило закону. При этом, если выяснялось, что вождь сделал что-то противоречащее закону, его могли сместить решением совета (что при суде над Хурином и происходит). Вообще, вся эта система очень напоминает древнеисландские тинги за тем исключением, что в Исландии не было верховного вождя.

Теперь по поводу наследования – везде в Сильмариллионе сын наследует отцу, кроме одного случая – после смерти Бреголаса правителем Дортониона и народа Беора становится Барахир, его брат. При этом у Бреголаса было два сына – Барагунд и Белегунд, и судя по тому, что они воевали в партизанском отряде Барахира и были уже к тому времени женаты, я заключаю, что возраст у них был уже вполне зрелый. Но правителями они не становятся. Из этого я заключаю, что в случае наличия братьев именно они наследовали правление, а не сыновья.

Нуменор и Вторая Эпоха.

Здесь уже описывается более зрелая и высокоуровневая монархия, чем в Первой Эпохе. Есть король (так как Нуменор дарован именно людям, то их правитель уже имеет право называться королем и не быть ничьим вассалом), есть еще некие «lords» (что обычно переводится как «владыки» или «князья») рангом пониже. Они правят частями Нуменора (что-то вроде герцогов). При этом одни «владыки» в Нуменоре были в родстве с королем (я имею ввиду владык Андуниэ, происходивших от Сильмариэн), другие, видимо, происходили от правителей родов еще в Белерианде. Во всяком случае в «Описании острова Нуменор» упоминаются некие «великие вожди». У короля был совет, куда эти владыки, видимо, входили. Вот что говорится об этом совете в примечаниях к повести «Алдарион и Эрендис»:

«В заметке относительно тогдашней роли «Совета Скипетра» в нуменорской истории сказано, что этот Совет не имел власти над королем, а мог лишь давать ему советы; да о такой власти до времени никто и не помышлял и нужды в ней не видели. Совет состоял из представителей всех областей Нуменора; членом Совета становился и официально назначенный королевский наследник, дабы иметь возможность научиться управлять страной; также король мог призвать или просить избрать в Совет людей, разбиравшихся в вопросах, которые на данный момент обсуждались в Совете. В то время (время правления Тар-Менельдура) всего два члена совета (не считая Алдариона, сына и наследника Менельдура) происходили из рода Эльроса: Валандиль Андунийский (сын Сильмариэн) от Андустара и Халлатан из Хьярасторни от Миталлмара; но своими местами в Совете они были обязаны не своему происхождению или богатству, но тому уважению и любви, что к ним питали в их землях. В «Акаллабет» говорится, что «владыки Андуниэ всегда числились среди главных советников скипетра» 

Но здесь уже нет такой простоты нравов, как в Первой Эпохе. Нигде не сказано, что народ мог смещать короля своей волей, и даже когда Ар-Фаразон преступает многие законы королевства, никто не пытается его сместить или как-то указать ему на эти нарушения. Из этого видно, что здесь монархия уже гораздо ближе к абсолютной и даже приближается к диктатуре. Что касается должностей – упоминаются «владыки», «советники», «главный кормчий королевского флота». Были, конечно же, и какие-то военачальники. Из воинских званий приводятся «охтар» – «воин, солдат» и «роквэн» - «рыцарь, дружинник», более высокое, чем «охтар». (Эти сведения взяты из текста «Поражение в Ирисной Низине», но так как события эти происходят лишь немногим позже Низвержения Нуменора, то надо полагать, термины эти использовались и в самом Нуменоре.) В «Описании острова Нуменор» и «Алдарионе и Эрендис» говорится о Гильдии Оружейников, Гильдии Морестранников. У них были главы (главой Гильдии Морестранников был  Алдарион, сын и наследник короля Менельдура). Надо полагать, что были и другие Гильдии и их главы играли немалую роль в жизни Нуменора.
Про жизнь народов людей Средиземья ничего особого не говорится, полагаю, что при общем упадке людей Средиземья в то время устройство политической жизни у них было намного примитивнее, чем даже в Первой Эпохе.

Третья Эпоха (просто интересно)

Арнор и Гондор.

Тут я буду говорить в основном про Гондор, потому что по нему больше информации. Устройство Арнора такое же, как и у Гондора. После Исильдура у Арнора и Гондора появляются два разных правителя. (Ранее Элендиль и Исильдур считались королями обоих королевств. Исильдур оставил в Гондоре править сына Анариона Менельдура, а после гибели Исильдура в Арноре стал править его сын Валандиль. Здесь королевства разделяются и соединяются только при Арагорне. Надо сказать, что Арагорн является потомком обоих ветвей, ибо Арведуи, король Арнора,  был женат на Фириэли, дочери Ондогера, короля Гондора). Вообще, политическое устройство обоих королевств очень похоже на Нуменор. Есть король, есть еще правители провинций (опять же аналогия с герцогами). Самым знатным из этих правителей считался Князь Дол-Амрота (в оригинале «Prince”). В конце Третьей Эпохи, когда Гондор сильно ослабел, это княжество уже было чуть ли не независимым (по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление). И если бы дело происходило в нашей истории, оно бы точно уже давно стало независимым. Но врожденное благородство Дунэдайн (да еще и потомков эльфов), конечно же, не давало им возможности отказаться от верности Королям и Наместникам только потому, что Королевство ослабло. Как мы видим в ВК, Князь Дол-Амрота приходит на помощь Гондору по первому требованию. И кстати, когда Денетор погибает в огне, а Фарамир лежит больной, именно Князь Дол-Амрота Имрахиль становится временным правителем Гондора. Кроме Дол-Амрота называются еще другие провинции и их правители. Здесь уже они именуются «lords”, что переводится как “предводители”, из чего я заключаю, что они явно считаются рангом ниже Князей Дол-Амрота. Наиболее полная информация об этих провинциях и предводителях излагается в главе “Минас-Тирит” при описании входящих в столицу войск. Я не буду здесь приводить эту цитату, желающие могут сами ее найти. Далее. У короля есть совет. Думаю, что его функции и устройство похоже на Совет Скипетра в Нуменоре, который я уже описывала в предыдущем посте, так что я не буду повторяться. Когда род королей Гондора пресекается первый раз (после смерти Ондогера и его сыновей) именно этот совет решает вопрос престолонаследия и именно он решает, что корону должен получить не Арведуи, а Эарниль. У короля Минардиля появляется Наместник Хурин. Наместники замещают королей в случае их отсутствия (или в случае, если наследник еще не достиг зрелого возраста – правда, таких случаев в ВК не отмечено, но полагаю, это подразумевалось). Когда Наместник еще при Королях выбирался, то обычно им становился человек надежный и наделенный мудростью, обычно преклонных лет, ибо ему не разрешалось участвовать в войнах и покидать королевство (не знаю, сохранилось ли требование уже при отсутствии королей. Полагаю, что да.) Наместников всегда выбирали не из членов королевского дома.
Должность Наместника становится наследственной после Наместника Пелендура (это происходит при короле Эарниле). После гибели Эарнура род Королей прекращается и вплоть до конца Войны Кольца правят исключительно Наместники. «Каждый Наместник, вступая в должность давал клятву «хранить жезл и править именем Короля, покуда он не вернется». Власть Наместников была столь же полной, как и королевская». (с) «Властелин Колец» «Хроника Королей и Правителей». Знамя Наместников было чисто белое, без гербов и знаков. Знамя Короля было черным, на нем было Белое Древо, осененное семью звездами. Кроме этих должностей был еще некий Хранитель Ключей. Если я правильно поняла из главы «Наместник и Король», он хранил Ключи от Ворот Минас-Тирита. Из должностей еще припоминается Старший Целитель из Палат Исцеления (главврач). Среди воинских званий никаких специальных терминов не приводится. Говорится о «военачальниках», «рыцарях», «солдатах». Рыцарь – это естественно, всадник, солдат – пехота.

(с) Juliana http://tolkien.ru/forum/index.php/topic,43667.0.html