Сказание о Четырех Племенах
И завершился Золотой Век в Брегальди(1), и погас Великий Свет, и узнали мы горе и печаль. До той же поры жили мы в счастье и довольстве, постигая мир и радуясь жизни. И были мы как дети, которых оберегают родители от соприкосновения с печалями жизни. И не озабочены мы были добыванием хлеба насущного, ибо земля сама кормила нас. И не печалила нас смерть, ибо знали мы от Отца Людей: она есть Дар, что позволяет людям уходить за пределы земные.
Отцом Людей, Ильгори(2), мы называли того, кто никогда не появлялся среди нас, но мы его видели зрением души: высокий старик в ослепительно белых одеждах. И могли мы говорить с ним, и направлял он деяния наши, поучая, поощряя, а иногда и порицая нас, как любящий отец. Мы же были молодым народом, и радовались знаниям, что узнавали от Ильгори, или познавая мир сами. И радовался Ильгори, видя успехи детей своих.
Но однажды пришел в Брегальди некто в черном плаще с бледным точеным лицом. И говорил он с нами на хэлор, и называл себя Гортхаири(3), Человеком в Черных Одеждах. И говорил он нам:
- Неужели вы малые дети, чтобы вечно терпеть опеку Ильгори? Разве вы не можете прожить сами, своим умом, по своей воле, не слушая долгих наставлений старого зануды? Он дает вам знания по крупице, остальное вы должны вызнавать сами. Разве вам никогда не хотелось знать больше, разве никто из ваших близких не уходил из этого мира прежде, чем познал его? Да, вы говорите, что Ильгори - ваш отец, но разве вы не делитесь своим опытом с детьми, не заставляя их по крупицам узнавать окружающий мир. И когда приходит срок, вы отпускаете их из колыбели, давая возможность жить по своей воле. Не так ли? А что делает Ильгори? Он держит вас на короткой привязи, которая суть недостаточность ваших знаний о мире. И очень медленно ее ослабляет, настолько медленно, что сотни ваших поколений успеют смениться, прежде чем вы обретете свободу действий и достаточный опыт для жизни по своей воле. Разве вы хотите так долго ждать? Не лучше ли подыскать того, кто сможет быстрее обучить вас тому, чему не желает научить вас Ильгори? Смотрите сами, решайте самостоятельно, что лучше: бесконечно долго жить как в колыбели под бдительным покровительством Ильгори, не позволяющего вам жить так, как должны жить обладающие разумом, или решительно сказать ему: хватит, отец, мы уже не дети! Выбирайте, друзья! Решайте!
И заронили такие речи семя гордыни в сердца людей, и дало оно в свое время всходы. А пока внимали люди пришельцу, и впервые засомневались они в мудрости и любви Ильгори. И огорчился Отец Людей, видя сомнения детей своих. И все реже обращались к нему их души.
А Гортхаири поселился среди людей, и стал обучать нас тому, что знал сам, а знал он немало. И люди внимали ему, а иные называли его своим учителем, а иные - покровителем; были и такие, кто слушал Гортхаири, не забывая о том, что они суть дети Ильгори; но очень мало было тех, кто не прислушивался к словам пришельца.
И грянула беда. Погас Восточный Свет, и наступили Темные Годы, Тхаиста(4), и свалились на род людей неисчислимые несчастья. Перестала земля кормить их, и появились в Брегальди хищные звери и жуткие монстры, и не могли мы ничего противопоставить им, ибо не умели сражаться и убивать. И обратились люди тогда к Ильгори, моля о помощи, но не откликнулся Отец Людей на их мысли, и лишь немногие уловили далекий голос Ильгори:
- Я вернусь к вам, люди. Не забывайте...
И обратились тогда люди к Гортхаири, моля его защитить их от бед и напастей. И помог нам Гортхаири. Он научил нас многому. Он показал нам, как охотиться на зверей, как собирать грибы и ягоды и как отличить съедобное от ядовитого, он научил нас строить землянки и шалаши, и вскоре обучил людей создавать острые копья и ножи из железа. И вновь мы жили спокойно, хотя о прошлой беззаботной жизни не могло быть и речи.. И стала укорачиваться жизнь людей, и когда над миром взошло яркое солнце, срок жизни был в три раза меньше прошлого.
Во времена Тхаиста единый народ людей разделился на множество племен. И назывались племена по имени зверя, на которого стремились походить люди племени. И четыре народа стали нашими предками.
Большим было племя Медведя. Высокие черноволосые люди этого племени были непревзойденными кузнецами, и вещи, что выходили из их кузниц, радовали глаз и были нужны людям. Одинаково хорошо получалась у них и нож, и шило, и наконечник копья, и ценились среди людей изделия мастеров племени Медведя.
Мудрыми были люди племени Совы. Внешне похожие на людей племени Медведя, люди племени Совы находили высшую радость в познании нового и сохранении старого знания. Они были хранителями традиций и легенд из прошлого, знали и помнили многое из сказанного Гортхаири и Ильгори, и единственные из всех племен старались не только запоминать сказанное, но и найти ответы на другие вопросы, что ставили пред ними реальность жизни и человеческий разум. Это они придумали не убивать бродивших мимо диких собак, а приручать их и использовать как защитников и помощников человеку. Это они нашли в лесу невзрачную на вид травку, отвар из которой целил многие болезни. Это они изобрели знаки, позволявшие записывать события и легенды на бересте, и это они записали многое из того, что я сейчас рассказываю вам..
Не было среди людей лучших охотников и воинов, нежели племя Волка. Высокие светловолосые люди с серо-стальными глазами, они лучше других управлялись с копьями и луками, добывая пропитание себе и охраняя людей от чудовищ, землю населяющих, а известно, что тогда уже люди встретились с орками, и племя Волка своей кровью и своим копьем добывали спокойствие и мир людским селениям. И нет с той поры существа опаснее для человека, нежели орк, и не можем мы с ними существовать под одними звездами. И в борьбе этой закалились сердца людей племени Волка, и та мораль, то понятие чести, которым сейчас живут нуменорцы, впервые появилось у людей племени Волка. Они поставили Честь выше Жизни и Любви, считая ее высшей ценностью для человека. И их мораль прошла нетронутой сквозь века испытаний, и пребудет таковой, пока живут на свете дунэдайн.
Четвертое племя называло себя людьми Красной Скалы - единственное племя, назвавшееся по не имени зверя, а по месту, где стояли их жилища. Среди племен людских они были наиболее необычны. Невысокие и немногочисленные, ростом с гнома, они обладали недюжинной силой и незаурядным умом. Речь их была неторопливой и краткой. Они были единственным народом, кто не прислушивался к речам Гортхаири, и все, что знали они, шло от Отца Людей или от их собственного опыта. Искуснейшими камнетесами и древорезами были люди Красной Скалы. В их руках дерево и камень были как глина, принимая изящнейшие формы под резцами ваятелей. И каждое племя стремилось поставить у себя в селении деревянное или каменное изображение того зверя, чье имя оно носило. Говорят также, что ваятели племени Красной Скалы часть души своей вкладывали в статуи, и статуи могли двигаться и говорить, как живые и разумом обладающие.
Записано в берестяных книгах народа Совы предание времен Тхаиста. Говорят, что однажды, после великого празднества, когда уставшие люди спали в своих землянках, на людские земли напали орки. Их было много, и ворвались они в спящие поселения, и многие бы не дожили до следующего часа, если бы не случившееся чудо. Те, кто видел сие, рассказывали, что ожили разом все статуи, созданные людьми Красной Скалы, и набросились на врагов, и бежали орки, видя, что никакое оружие каменных зверей и птиц не берет, и нет защиты против их гнева. И видевшие это люди вдруг упали наземь, и уснули, и, проснувшись, увидели статуи на положенных местах, и трупы орков вокруг них.
И прошло четыре махартэ, и взошло над миром Солнце, и радовались люди избавлению от вечной тьмы и вечной сырости и промозглого холода. И в день первого восхода Солнца вновь люди услышали слово Ильгори, и радовался Отец Людей тому, что живы дети его, и печалился, что живут они не так, как предназначалось замыслом его. И огорчался он, что перестали люди считать его великий Дар даром, но лишь проклятием Смерть звалась отныне в устах и сердцах людских. И сожалел он о том, что не мог говорить с детьми своими все это время, но ничего он не мог поделать, ибо сущностью его был Свет, и лишь через Свет он мог говорить с людьми. Когда же стояла тьма, он был бессилен что-либо сказать своим детям, и мог лишь незаметно для них влиять на их мысли и чувства. И, хоть он и был всемогущ, он давно дал себе зарок не вмешиваться в жизнь мира, но лишь направлять деяния своих детей. Ибо, как нам известно, вся Арда суть музыка Айнур, вмешательство Единого же ограничено было введением новых Тем и заключительного аккорда.
И узнал Гортхаири о втором приходе Ильгори, и собрал всех людей на вече, и говорил на нем речь, и призывал людей отречься от Отца своего.
- Вспомните, Люди! - говорил Гортаири. - Когда начались Тхаиста, многим ли он помог вам? Нет! он предпочитал сидеть и смотреть, как гибнут его дети, и не отвратил он от вас ни единой беды. Да! сейчас он говорит вам, что не мог говорить с вами, потому что было темно. Но он же всемогущ! Нет, говорит он, я не могу вмешаться в реальность жизни. Вы же видите: его оправдания похожи на лепет испуганного ребенка! Да, он вас боится! Он видит теперь, что вы уже не дети, что люди научились жить сами, по своей воле, и не нуждаются больше в родительской опеке! Так зачем же вам такой отец, который бросает своих детей в беде? Зачем вам отец, который вас не любит, а боится? Зачем вам отец, который создал для вас смерть и у которого хватает наглости называть ее даром? Не нужен он вам! Отрекитесь от него! Вы - люди, вы - те, кто строит свою жизнь самостоятельно! Имейте же гордость! Скажите ему: ТЫ НАМ НЕ НУЖЕН!
И одурманенные речью Гортхаири люди прокричали тысячами глоток вослед нему: "ИЛЬГОРИ, ТЫ НАМ НЕ НУЖЕН!" И лишь четыре племени смолчали, но ни у кого не нашлось решимости выступить против оратора.
И на краткий миг появился в глазах у всех людей образ Ильгори, и печален был его голос:
- Вы отреклись от меня. Да будет так! Отныне вы самостоятельны: вы ведь этого хотели? Да будет так! Я не стану вам мешать, не стану и помогать.. Вы еще не постигли ни мир, ни свой разум, и путь ваш с сей поры будет тернистым и извилистым. И когда вы пройдете его, вы поймете, что ошиблись, изгоняя меня. И я снова приду к вашим потомкам. Но это будет нескоро... до той же поры прощайте!
Но отозвались люди грубым хохотом, и громче всех смеялся Гортхаири, ибо одержал он победу над творцом всего сущего. И лишь четыре племени хмуро смотрели в землю, и сердца их пребывали в скорби.
Все мы знаем, кем стал Гортхаири - Сауроном, Врагом, ненавидящим нас. Но, пронизывая взглядом прошлое, многие замечают, что тогда, в первую эпоху, он, как и Эру, желал добра людям, но на свой лад. Он искренне верил в то, что говорил, и именно потому его речи были столь убедительны, гораздо убедительней, чем позже, когда он громоздил ложь на ложь, желая выдать ее за действительность. Много преданий сложено о Гортхаири людьми Севера, Востока и Юга, и в иных проскальзывает эта мысль. И они правы. Саурон, как и Мелькор, не ненавидел все и вся, просто их идеалы отличались от наших, впитанных с рассказами и произведениями эльдар...
Но уже в те времена Гортхаири был красноречив, и, хоть его так никто и не называл, он был признанным вождем людей. Почти всех людей.
И продолжил Гортхаири свою речь:
- Да, кое в чем Ильгори был прав. Ваши знания недостаточны, и теперь я обучу вас очень многому, и скоро вы станете мудрейшим народом земли. Хотите ли вы этого?
- Хотим! - ответил многоголосый хор.
- Хорошо. Но тогда на время обучения вы будете соблюдать некоторые правила, которые я сейчас перечислю, - сказал Гортхаири. И он еще долго говорил, и люди внимали ему, и выслушали весь набор правил, что зачитал им Гортхаири. И поняли люди, что Гортаири требует их послушания и повиновения, и вся их свобода воли на время обучения может быть позабыта. Гортхаири говорил, что выполнение правил пойдет на пользу людям, что они так узнают больше и обучатся быстрее, и ему верили. Да и сам он верил в это. И люди согласились подчиниться ему, и назвали своим Учителем.
Но тут из толпы людей вперед вышло племя Красной Скалы, и его вождь, Та Алисто(5), Мягкий Камень, сказал Гортхаири:
- Ты заставил людей изгнать Ильгори. Ты говорил нам, что Ильгори не хочет, чтобы люди стали свободными. Теперь ты говоришь, что люди должны сами отказаться от твоей хваленой свободы. Что они должны подчиняться тебе.. Мы, люди Красной Скалы, отказываемся жить по твоей указке. Мы уходим из Брегальди. Мы забираем волшебную силу из статуй. Я сказал.
И племя Красной Скалы отошло в сторону, и вперед выступило племя Совы, и их вождь, Хэлгор(6), мудрейший из людей, сказал Гортхаири и всем людям:
- Вы изгнали нашего отца, ибо считали его опеку тягостной для вас. Вы забыли то добро, которое он сделал для своих детей, вы забыли даже, что вы обязаны ему самым своим существованием. Но вы послушали другого, того, кто пришел к нам незваным, кто сумел играть вашими чувствами, как младенец погремушками. И вы радостно бросились за ним. Вы променяли мягкую опеку, что знали мы от Ильгори, на бездумное подчинение Гортхаири. Ведь ему нужны не ученики, равные ему, но знающее меньше его, а покорные слуги, жадно ловящие каждое его слово. И вы согласны? Это свидетельство вашей неразумности. Но племя Совы недаром заслужило звание мудрейшего народа мира. Мы делаем мудрый выбор, и сохраняем свободу в ущерб возможному знанию. Мы будем познавать мир сами, без помощи вашего "учителя", и будущее покажет, кто из нас прав. Мы уходим.
И племя Совы последовало за своим вождем. А вперед вышло племя Медведя, и к Гортхаири обратился их вождь, Балан(7) Гремящий Молот, и слова его были тверды, как железо, с которым привык работать кузнец.
- Мы, кузнецы племени Медведя, не собираемся подчиняться кому-либо, кроме своих вождей. Мы не собираемся становиться собаками на службе у Гортхаири. Мы - дети Ильгори, и другой отец нам не нужен. Мы покидаем Брегальди, чтобы остаться свободными. Народ Медведя никогда не будет служить тому, кто требует покорности и повиновения себе, пусть даже он и заслуживает уважения.. Клянусь своим молотом.
И наконец перед Гортхаири предстал строй воинов племени Волка, и заходящее солнце блестело на наконечниках копий и остроконечных шлемах. Вперед вышел их молодой вождь Марах(8), и копье, запущенное мощной рукой, вонзилось под ноги Гортхаири и закачалось перед его лицом..
- Вот наше слово! - сказал Марах. - Вот наш ответ тому, кто привык кидать слова на ветер. Отныне и навсегда Гортхаири - враг Волков, и всякий, кто пойдет за ним - тоже наш враг. Изгнание отца не прощают. Если ты, Гортхаири, еще раз появишься перед нами, следующее копье полетит в тебя. Клянемся в том своей честью!
- Клянемся! - прогрохотал хор воинов, и взлетели к небу сжатые кулаки, и загремели обухи секир о щиты.
Гортхаири смотрел на них с яростным бессилием: один он мог мало что сделать. А люди шарахнулись в стороны, услышав слова Мараха. Все знали, сколь яростны Волки в гневе, и никто не горел желанием испытать на себе удар тяжелой секирой - любимым оружием воинов племени Волка. И племя Волка во главе с Марахом отошло в сторону. Но больше никто из толпы не выходил.
Когда все завершилось, племена-изгнанники собрали совет вождей. Было понятно, что поодиночке идти было небезопасно. Больше споров вызвал вопрос, куда идти. Сошлись на предложении Хэлгора: идти на Запад, вслед за Солнцем. Хэлгор считал, что недаром Солнце движется с Востока на Запад, что оно подсказывает людям единственно верное направление. Ведь, убеждал он, Ильгори снова говорил с людьми, когда взошло Солнце, а, значит, именно солнечный свет передавал нам его слова. А если Солнце как-то связано с Отцом Людей, то, очевидно, оно подскажет изгнанникам правильное решение, и поэтому лучше идти на Запад.
Вожди согласились с мнением мудреца, и следующей ночью племена Медведя, Совы, Волка и Красной Скалы покинули Брегальди и отправились на Запад, в те земли, куда вело их Солнце.
Мы, нуменорцы, стали потомками этих четырех племен. Племя Медведя, позже названное Домом Беора, племя Совы, что прозвалось народом Халет, племя Волка, позже ставшее Домом Хадора, и племя Красной Скалы, позже прозванное друэдайн -наши предки. Эти четыре племени - те, кто предпочел покорности и подчинению трудный и тяжкий путь на Запад, и у нас до сих пор нет причин сомневаться в правильности их выбора.
Я, Вардамир Нолимон, сын короля Элроса Тар-Миньятара, записал это предание, переведя его на квенья и адунаик с хэлор. В библиотеке Арменелоса хранится много старинных берестяных листов, исписанных письменами хэлор, и, как я смог заметить, многие из них хранят предания, могущие пролить свет на темные периоды нашей истории. Это первая переведенная мной легенда, за ней последуют другие, ибо люди обязаны помнить о своей истории, дабы быть достойными своих предков. С нами Единый!
(1) Брег - восток, альди - земля/отчизна/дом (архаич. эдайн., название языка среди людских племен - хэлор)
(2) Иль - отец/вождь, гор - человек, и - окончание множественного числа - именование Эру Илуватара на хэлор.
(3) Гор - человек, тхаи - черный цвет/тьма/ночь, аири - одежды. Так называл себя Саурон, живя среди людей.
(4) Тхаи - тьма, иста - промежуток времени длиной в четыре поколения (махартэ- рождение [мах] потомка[артэ]). Так называли люди время от Гибели Древ Валинора до Восхода Солнца.
(5) Та - мягкий, алисто - особого рода зеленый минерал, который использовался племенем Красной Скалы в качестве материала для статуй.
(6) Хэлгор - мудрейший из людей - перевод имени вождя племени Совы с хэлор. Корень Хэл обозначает знание. Хэлор переводится как слово знания.
(7) Ба - шумный/гремящий/(эпич. сильный), лан - тяжелый кузнечный молот.
(8) Ма - высокий, рах - охотник/воин.